Легенды и быль старого Крыма
Знаменитые места |Украина
Как здорово, когда есть интересные места, в которые можно добраться за полчаса неспешной езды на авто. Поэтому мы, как истинные ленивые туристы, очень обрадовались, узнав что прямо возле Севастополя существует интереснейшее место – старинный городок Инкерман. Прежде всего, он известен своими живописными руинами древней крепости и пещерным монастырём, расположенным у подножия горы. Именно крепость, возвышавшаяся на монастырской скале, и дала современное название этому городку. Но – обо всём по порядку. История этого места начинается с первого века н.э. И связанна она с зарождающейся в то время и ещё не набравшей силу религией – христианством. Это были времена апостолов, когда церковь была едина, а христиане были горсткой гонимых изгоев, постоянно страдавших за свои убеждения. И не было тогда громких титулов Римских Пап. Были простые епископы. Почему простые? Потому, что тогда слово «епископ» (оно переводится как «смотрящий за чем-либо») обозначало всего лишь старшего наставника, приглядывающего за молодыми братьями. И лишь гораздо позже оно стало обозначать высокий церковный чин. Как гласит новозаветная традиция, Иисус Христос на пятидесятый день после своего воскресения благословил апостолов и вознёсся на небо. Получив от Учителя благословение, его ученики почувствовали мистический дар – говорить на разных языках. Каждому из них выпал свой жребий, куда идти проповедовать. Тогда же был восстановлен в своём апостольстве Пётр (если вы помните, он трижды до этого отрекался от Христа), которому достался Рим. Так, по крайней мере, утверждает классическая традиция, хотя подобное утверждение сомнительно. Всё дело в том, нет ни одного упоминания в Священном Писании о том, что Пётр был когда-либо в Риме. Более того, первое послание Петра написано из Вавилона, и по свидетельству Апостола Павла сам Пётр утверждал, что ему предписано благовествовать в землях иудеев. Как бы то ни было, и Православная Церковь и Римская Католическая выносят за скобки такие доводы и признают факт проповедования Апостолом Петром в Риме. Сделаем подобное допущение и мы, чтобы, наконец, хоть как-то подойти к началу нашего очерка, который я, по уже сложившейся вопреки моему замыслу традиции, начал довольно-таки издалека. А пока я рассказываю, можно полюбоваться окрестностями. Так вот, в начале первого века в Риме организовалась первая церковь. Под словом «церковь» я, конечно, подразумеваю сравнительно небольшую общину христиан, тогда ещё непопулярных и преследуемых властями. Руководил ей сам Пётр. В те времена не было ни средств массовой информации, ни системного исторического подхода. Поэтому ход действий многих событий случившихся тогда, восстановить сейчас трудно. И если сам факт пребывания Петра в Риме кажется сомнительным (при пропускании его сквозь призму рационального мышления), то о его последователях и вовсе мало что известно. Римская католическая церковь считает Петра своим основателем и первым Папой Римским. Согласно преданию, в 67 году н.э. Пётр был распят в Риме, а его приемником стал Лин – второй Папа Римский, о котором известно совсем мало. После Лина третьим Папой стал Анаклет (Клет), но и о нём известно немногое. А так как ни Лин, ни Анаклет к нашей истории отношения не имеют, то оставим их и перейдём к четвёртому Папе Римскому – Святому Клименту. Вы, конечно же, спросите, при чём тут Каламита. Терпение друзья мои, я уже почти доплясал из-за своей печки и вот-вот пущусь в полный присед! Есть какой-то пронзительный смысловой контраст между древностью обветшалых построек и синью нестареющего неба. Итак, святой Климент. Четвёртый римский епископ был рукоположен по преданию самим апостолом Петром. После смерти Анаклета, он начал руководить христианской общиной в Риме и, судя по сохранившимся свидетельствам, проявил себя мудрым пастырем, сохранившим церковь в смутное время религиозных гонений и гражданских волнений в городе. Во время очередной волны репрессий он был поставлен перед выбором – принести жертву языческим Богам, либо отправиться в ссылку. Климент выбрал второе и был отправлен в далёкий Херсонес Таврический на работы в каменоломнях. Там он встретил большое количество христиан, сосланных до него и стал им наставником и утешителем, совершая различные чудеса, проповедуя и обращая всё больше людей в свою веру. Масштаб его деятельности достиг таких размеров, что из Рима был послан специальный уполномоченный, чтобы разобраться с Климентом. Легенда-легендой, а карьер каменоломен до сих пор цел. Правда, затоплен. В итоге святой был схвачен и утоплен. Тело же его было привязано к якорю и выброшено в море, чтобы его последователи не могли поклониться ему. Согласно легенде, прихожане начали оплакивать Климента, и море отступило на полкилометра, позволив обнаружить тело мученика. Оно лежало в подводном мраморном храме, а одному из учеников приснился сон, в котором сам Климент запрещал трогать его тело. И потом ещё семь веков оно один раз в год отступало на несколько дней, и все желающие могли поклониться останкам святого. Монастырь о котором пойдёт далее рассказ освящён в честь Святого Климента. Эта легенда, похоже, сильно притянута за уши. Она появилась в середине девятого века в силу определённых религиозных мотивов имевшихся у хорошо известных в России проповедников – братьев Кирилла и Мефодия. В то время было принято проповедовать только на трёх «священных» языках, на которых были сделаны надписи на кресте Иисуса – еврейском, греческом и римском. Поэтому просветительская деятельность братьев, которые захотели перевести церковные службы на славянский, была воспринята как ересь. Чтобы получить поддержку Рима, нужно было совершить некий духовный подвиг, угодный Папе. Так возникла легенда о миссионерских подвигах Климента и о чудесном обретении его мощей. Хотя более ранние источники писали о том, что четвёртый римский епископ тихо почил в бозе в Риме, где-то в 101 году н.э. После того, как обретённые мощи святого Климента были доставлены Папе Адриану II, тот официально утвердил служения на славянских языках, а Мефодий был даже рукоположен в епископский сан. Это яркий пример того, как хорошая выдумка пошла на пользу всем – Рим получил мощи очередного мученика-миссионера, который добавил ауру святости Папству, братья получили значительное признание у церковных властей, а славянские народы получили возможность понимать суть церковных служб, которые стали проводиться на их родных языках. Когда бродишь древними тропами, то невольно задумываешься о истории. Но, если легенда о пребывании Климента в Херсонесе кажется мне надуманной, то вполне реальным представляется пребывание в этом городе другого Папы Римского – Мартина I. События, связанные с ним, происходят в VII веке н.э. В это время христианство ещё не раскололось на римско-католическую и православную церкви (это случится пятью веками позже). Но уже тогда церковь постоянно раздирали противоречия, связанные с утверждением того или иного догмата. Очередным расколом обернулся для христианства и Халкидонский собор. На нём обсуждались проблемы двойственности Христа, как человека и как Бога. Единого согласия в этом вопросе не достигли, в связи с чем и было придумано монофелитство – теологический трюк, с помощью которого светская власть попыталась примерить враждующие епархии. Любопытно, что принявший в те годы папский престол Мартин I не пошёл на поводу у властей и резко осудил монофелитство. По приказу императора Констанса Мартина должны были схватить и казнить. Но не смогли этого сделать – убийца, приблизившись к епископу, ослеп. Тогда его сослали в ссылку на один из греческих островов. Но и после этого Мартин не отрёкся от своих взглядов. Тогда его снова приговорили к казни, но тут за святого вступился умирающий Константинопольский патриарх Павел, до этого враждовавший с епископом. Тогда, смягчившись, император заменил казнь ссылкой на окраину империи – в Херсонес Таврический, где Мартин от болезней и лет своих скончался. Любопытно, что, как и Климента I, Мартина I также почитают в нашей церкви, как борца за православные идеалы христианства. В те времена в этих краях было принято вырубать в мягком известняке пещеры для культовых и бытовых нужд. Тут нам нужно отвлечься от Рима и обратить свои взгляды на Византию. В VIII веке на территории этой империи начинается иконоборчество – религиозный процесс, связанный с запретом на иконы. Сторонники подобных взглядов на христианство ссылались на одну из ветхозаветных заповедей, а именно: «не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху… не поклоняйся им и не служи им». Процесс этот поддерживался императорами и длился около двух веков, прекращаясь и вновь возобновляясь. Нужно полагать именно тогда на окраины Византии начали бежать гонимые государственной политикой иконопочитатели. Они вырубали себе скиты в скалах и основывали небольшие горные обители в прибрежных горах. Одна из пещер вырубленных в известняке. В период с VIII по XII вв. Крым был ареной для междоусобиц многих политических сил. В нём сталкивались интересы Византии и Хазарского каганата. В десятом веке в борьбу за Крым вступило и Киевское княжество. Местные феодалы, не видя стабильности, начали создавать замки и укрепления по всему побережью, которые спустя несколько веков, после падения Византии стали наследием автономного княжество Феодоро. При этих крепостях часто имелись небольшие святилища, для верующих гарнизона, состоявшего, как правило, из местного населения . Тогда же начал набирать силу город-государство Генуя, которые также имел свои геополитические интересы в Крыму… Каламитская крепость была типичным фортификационным сооружением своего времени. Где-то в этом месте, я вдруг понял, что уже дважды обманул читателя, заставляя читать о чём угодно, только не о Каламите. Итак, Каламита. Собственно, я не смог установить этимологию этого слова. Единственное, что удалось найти, это факт упоминания этого названия на картах генуэзцев в XIV-XV вв. Монастырь и крепость связанные узами веков. Генуя отняла у Феодоро южное побережье Крыма, основав там т. н. Капитанство Готия. Феодориты, чтобы ослабить влияние своих конкурентов основали в устье реки Чёрная порт, который назвали Авлита. Благодаря гибкой политике феодорских князей в отношениях с татарами, порт сумел стать серьёзным конкурентом генуэзским торговым колониям. Для его защиты в 1427 году и была построена крепость на плато монастырской скалы. Руины крепости. Сколько сил было вложено в её строительство?А сейчас лишь ящерицы находят прок в старых развалинах, греясь на тёплых камнях.Сколько судеб и страстей видели эти древние стены? Однако это не помогло. Вначале его захватили и сожгли дотла генуэзцы. Это произошло в 1434 году. Восстановленный город был вновь захвачен турками сорок с небольшим лет спустя. Из-за многочисленных монастырских пещер религиозного и хозяйственного назначения, высеченных в скале под крепостью, турки назвали это поселение «Пещерная крепость», что на их языке звучало «Ин Кермен». Так получил своё современное название город Инкерман, в черте которого находятся остатки крепости и монастырь. Одно из монастырских строений, буквально "врубленных" в скалу. Кстати, своим названием обязан туркам и другой старинный город – заброшенный пещерный Эски Кермен («Старая Крепость»), первоначальное название которого до сих пор невыяснено. Но об этом я писал в другом очерке. В 1773 году в ходе русско-турецкой войны наши войска захватили Инкерман, который остался за Россией по результатам Кючу́к-Кайнарджи́йского мирного договора. После присоединения к России, в Инкермане был восстановлен монастырь, освещённый заново в честь святого Климента, а в 1867 году был открыт обновлённый и перепланированный пещерный храм Святого Мартина Исповедника. Здание монастыря, такое же, как и сто лет назад. В это время и порт, и крепость уже утратили своё стратегическое значение и стали приходить в упадок. Культовые же сооружения простояли до двадцатых годом прошлого столетия. Тогда их начали постепенно прикрывать под влиянием советской власти, и к 1931 году монастыри полностью прекратили своё существование, а их имущество было передано в музейный фонд. Не пожелали уйти и оставались в разрушенном монастыре лишь его настоятель Венедикт, отец Прокопий, да два почтенных старца. Во внутреннем дворике обители тишина и покой. В годы войны на территории монастыря располагался штаб 25-й Чапаевской дивизии, бойцы которой героически удерживали на Инкерманских высотах врага, рвавшегося к Севастополю. Тогда руины старой крепости вновь стали на защиту этой земли. Монастырь начали восстанавливать в 1991 году. Сейчас он действует, и в нём проходят службы. Убранство внутренних помещений довольно-таки аскетично. К сожалению, фотографировать внутри мне запретили, сказали, что нужно получить благословение настоятеля. Я сходил к настоятелю и объяснил, что путешествую и, по мере возможностей, посещаю места связанные с историей христианства. Рассказал ему о местах, которые посетил, и попросил благословения на фотографирование для очерка. Увы, благословить он меня отказался, сославшись на то, что лишь митрополит может дать подобное благословение. Ну, что ж, чужие законы я уважаю, поэтому фотографировать не стал. Хотя, в принципе, никто за мной не ходил и не следил специально. Довольствуемся внешним видом храма. В помещении храма находится оссуарий, где сложены черепа братьев живших в этой обители ранее. Он представляет собой шкаф, со стеклянными дверцами. На стекле надпись – лаконичная, простая и одновременно пронзительная: «Мы были как вы. Вы будете как мы». А сквозь надпись на вас безучастно взирают пустыми глазницами черепа. После подобного начинаешь как-то по-особенному ценить жизнь, и те мимолётные мгновения солнца и радости, которые на дарованы судьбой. Любите жизнь, друзья. Пока она у нас есть. Жизнь и смерть - всегда рядом.