Land of ice или неделя в стране троллей!

«Если Вам не нравится погода, подождите пять минут и Вы узнаете, что бывает еще хуже» (Исландская поговорка) −Хвана…что? −Хва́ннадальсхну́кюр! Между прочим, высшая точка Исландии! Эту фразу мы заучили еще в Москве, потому что вопрос о новогодних праздниках возникал часто. К чести наших друзей удивления никто не выказывал – все привыкли. Но все по порядку. Позвольте представиться. Мы две подруги, обожающие приключения, влюбленные в горы и о-о-о-очень любопытные. Так как знакомы мы давно, то умеем общаться мысленными посылами, за что называемся Полмозгами. Предложение поехать в страну льда и огня, воинственных викингов и лохматых лошадок, водопадов и гейзеров, непроизносимых топографических названий, троллей, саг и сказок, к тому же в поход, на лыжах, да еще и в компании прекрасных людей вызвало у нас бурный восторг. Почему-то исландские спасатели наш восторг не вполне разделяли – им очень не хотелось нас спасать, про погоду уже сказано выше, а январь «совсем не сезон», так что они нас от нашей идеи крайне активно отговаривали! Нас это не слишком смутило, хотя и посеяло легкую панику по поводу «сколько флисок с собой брать», и превратило и так безумную предновогоднюю гонку за всеми незаконченными делами в полным бедлам. Так, не приходя в сознание, мы все же выбрались из дождливой Москвы, и приземлились на белый, покрытый снегом берег Исландии. Представьте картину – группа русских туристов, не успев заселиться в отель, добрый час играет в снежки и прыгает по сугробам – ни дать ни взять – дети Африки! =) Наигравшись и проголодавшись, мы решили заняться ужином и отведать местной кухни. Купили исландский деликатес — мясо тухлой акулы… Бр-р-р-р!!! Видимо, не такие мы и голодные! 31 декабря. Пока все нормальные люди строгают оливье и смотрят «Иронию судьбы», мы едем прочь от цивилизации, в направлении самого большого по объему ледника в Европе – Ватнайёкюдль. За 400 км пути нам встречаются 4 встречных машины и ни одной попутной. Полмозг Юля К вечеру доезжаем до кэмпинга в национальном парке Скафтафель и начинаем осваиваться. В честь праздников закрыты все домики, кроме двух туалетов и прачечной. Туалеты для инвалидов (вдруг какой инвалид забредет на новый год в горы, обрадуется) – поэтому просторные и с подогреваемыми полами. На улице идет мокрый снег, и ставить палатку не хочется. Совсем не хочется! Решено! Осваиваем теплое, чистое, хотя и не предназначенное для сна (=) ) помещение и идем встречать русский Новый Год на веранду. Под импровизированные куранты пьем немного свернувшийся от холода Бэйлис и радуемся жизни. Празднуем шведский и финский, французский и итальянский (время-то позволяет), исландский и английский Новые Года. Очень радуемся жизни! =) Когда приходит время ложиться спать, обнаруживаем, что свет в этих милых помещениях не выключается. Поэтому первую ночь в 2012 году проводим с шапками на глазах. 1 января. Первое утро нового года встречает нас звенящей тишиной, ярким солнцем и сверкающим снегом. Надеваем лыжи и отправляемся открывать для себя очередной год приключений и путешествий. Сказать, что Исландия оказалась разной, значит не сказать ничего. Спокойная и безмятежная, неистовая и тревожная, затаившаяся и бушующая. Красивая и безумно прекрасная! Страстная и пылкая натура, Исландия щедро делилась своими чудесами и хвасталась своей красотой. Но чтобы проверить, достойны ли мы этого, испытывала нас снова и снова. В первый день мы бодро поднимались по пологому леднику, перепрыгивая ручейки и наледи и любуясь на заснеженные горы. Петляя по ледовым лабиринтам, снова осознавали свою незначительность среди дикой природы. Низкое северное солнце баловало нас длинными тенями и сменяющимися красками. По мере удаления от океана температура плавно опускалась. Наступала ночь, и к тому времени, как мы поставили наш красно-желтый шатер, нас накрыл купол из миллиардов звезд. 2 января. Склон становился круче, трещины шире, а лед принимал все более причудливые формы. Искать путь становилось все труднее, да и ветер начинал усиливаться. Весь день пробирались по снежным мостам, пытаясь выбраться из бесконечного лабиринта. Ночь застала нас на ледовом перешейке, куда чудом уместилась наша палатка. Выход из нее требовал особой ловкости и осторожности. 3 января. Надо сказать, что Исландия очень отзывчивая страна, готовая исполнить любое желание. Когда утром мы отбивали палатку палками от снега, то делали вид, что призываем тролля. Никто не предполагал, что они, в самом деле, нами заинтересуются… Когда через 10 метров наш руководитель, Дима, провалился на 5 метров в трещину, мы поняли, что тролль решил посмотреть на главного нарушителя его покоя. Вытащили начальника, извинились перед духами и уже без приключений выбрались на плато. Произошла очередная смена декораций. Перед нами раскинулась бескрайняя снежная гладь, по которой тянулись наши длинные тени. Серебряный диск маячил впереди. «Идем на луну!», — решили мы и двинулись в путь. Температура к тому времени опустилась примерно до -20 градусов, но нас это не пугало. Вы себе не представляете, какое умиротворяющее действие оказывает спокойное движение сквозь кристальную чистоту снежной пустыни! 4 января. Однако когда на следующий день туман и снег снизили видимость до метра, путеводной нитью стала связочная веревка под ногами, а медитировать почему-то резко расхотелось. Заледеневшие с подветренной стороны, ежики в тумане наощупь пробирались к вершине – цели нашего похода. И в награду за упорство облака расступились и нам открылся величественный Хваннадальсхнукюр на фоне звездного неба! 5 января. Ответственный день — восхождение на высшую точку Исландии. Любуемся на божественный рассвет – солнце огненными всполохами подсвечивает верхушки гор – так художник наносит яркие мазки на свой холст! Продвигаемся к вершине, внимательно перепрыгивая трещины – их тут много, отвлекаться нельзя! Идем быстро, слаженно. И вот счастливый момент – «весь мир на ладони, ты счастлив нем»! Мы на вершине! Взгляда не хватает, чтобы охватить одновременно гладь бескрайних белых полей, причудливые снежные барельефы, и замки гор! Отвести взгляд просто невозможно! Уйти с вершины очень трудно, позируем перед фотоаппаратами – продлеваем волшебный миг. Наконец, начинаем спуск туда, где крошечной точкой маячит наша палатка. Каждую минуту меняется освещение, создавая все новые панорамы, открывая новые грани реальности. Смотрим во все глаза! Такое невозможно пропустить! Собираем лагерь и снова в путь. Осталось спуститься… на лыжах! с горки!!! Спускаться легко, очень хочется выстегнуться из связки и нестись вниз! Но нельзя – мы на леднике, под которым бурлит горячая река. Еще один контраст Исландии! Веревка мешается под ногами, да и наступают сумерки — не разгонишься, но мы (особенно обладатели скитуров) уже вовсю мечтаем, как завтра наконец развяжемся и поедем с ветерком, оставляя за собой красивые линии. Настроение праздничное — на гору сходили, с погодой все замечательно, даже начали задаваться вопросом — чего ж нас все так пугали местным климатом?! Было так тихо, что мы даже попытались запустить воздушный фонарик (правда, далеко он у нас не улетел). Не сильно расстроившись, мы поужинали, отметили восхождение, легли спать. Спалось плохо, было почему-то очень шумно, казалось — не то едешь в метро, не то какой-то водопад или камнепад снится… В какой-то момент понимаем, что это не сон, что это на самом деле наша палатка просто ходит ходуном, центральный шест из двух связанных пластиковых лыж гнется дугой во все стороны, того и гляди сломается, ткань палатки хлопает как сумасшедшая… Исландский Ветер проснулся! Что происходит снаружи, думать даже не хочется, но надо. Ребята героически одеваются и вылезают в кромешный ад, делать штормовые отттяжки, говорят, что снаружи почти невозможно стоять, ветром сносит. Остаток ночи проводим сидя, поддерживая спинами стенки палатки, и с некоторой тревогой думая, что будет, если уже не новая палатка не выдержит этих порывов… 6 января. К утру ветер поутих, но видимость упала до нуля. Покатались, называется! Собирая лагерь, выяснили, что палатку вчера раскачивало так, что лыжи, из которых связан центральный кол, протерли дыру сантиметров в 15 длиной в подложенный под них довольно толстый лист металла… Тут даже наши умудренные опытом товарищи, кажется, были поражены… Потом уже вспомнили, что за ужином не поделились с Богом местности, не налили ему, как делаем обычно, вот он и обиделся, видать… Теперь расплачиваемся, спускаемся куда-то, не видно куда, пешком… Подходим к очередному склону, первый идет вниз по линии падения воды и вдруг раздается характерное уханье… «Неужели оно?!» — мелькает мысль, совсем рядом трескается склон, идет лавина… Мимо, пронесло… Соблюдая дистанцию и прочие меры предосторожности, продолжаем идти вниз… Решаем исправить свою ошибку и бросаем Богу местности несколько монеток. Проходит минута и… Очередной взмах палочки исландского волшебника, туман развеивается, и перед нами оказывается крутой обрыв, под которым видена долина, покрытая причудливым узором из вулканического песка и льда, а чуть дальше — уже автомобильная трасса и океан. Пока мы спускаемся с обрыва, над нами кружит большой черный ворон, потом приземляется рядом с нашей тропой. Отчитываемся перед посланником Тора – никого не обижали, природу не загрязняли, вели себя хорошо. Ворон осматривает свои владения, убеждается, что все в порядке и отпускает нас. В прямом смысле слова! Взлетает, что-то крикнув на прощание, и тут же мы погружаемся в облако. Видимым остается только наш спуск! Никогда еще нас не выставляли «за дверь» с таким изяществом! Мы спустились на дорогу. До машины оставалось 15 км, поэтому решили послать за ней двоих человек налегке (водителя и парламентера), а сами уселись на рюкзаках «гонять чаи» — благо, бензин есть, вода рядом, времени много. Обсудили ошибки, вспомнили яркие моменты… Что ни говори, а за неделю ни одного северного сияния не увидели. Обидно, досадно! А ведь так мечтали… Потихоньку без движения начинаем замерзать, топчемся, пританцовываем. Рассматриваем облако в форме ангела, случайно поворачиваем голову…. Вы не поверите… Местные Боги, видимо, решили, что мы иначе не уйдем и будем мельтешить у них перед глазами еще долго! Оно. Зеленое. Странное. Красивое. Мозг до конца отказывается верить – какая-то фигня в небе! Но фотоаппараты подтверждают – не глюки! Тут приезжают ребята на машине и забирают нас в цивилизацию. Минута в минуту! Исландия, как всегда, все рассчитала! Как обычно, офис закрыт, туалеты открыты. Но уже не колеблемся! Теплый пол творит чудеса! Спать! На прощанье запускаем второй воздушный фонарик, и он улетает ввысь, к тем вершинам, где мы недавно были. 7 января. Казалось, основные приключения позади =). Однако, у нас осталось немного времени, и мы решаем посвятить их знакомству с другими достопримечательностями. Первая остановка – на мысе Вик. Гуляем по черному пляжу, любуемся океанскими волнами, вспоминаем легенды — когда-то на этом месте два тролля пытались вытащить на берег трехмачтовое судно, но не заметили, как поднялось солнце и превратило их в причудливые скалы около берега – «пальцы тролля». Впрочем, они, похоже, и после этого не успокоились, -увлекшуюся фотосъемкой Полмозгу чуть не утащило очередной волной в море. Далее по плану — Долина Гейзеров – чтобы попасть туда сворачиваем с основной трассы, идущей по побережью, вглубь острова. Впереди медленно ползет трактор, перестраиваемся на полосу для обгона, и … оказываемся на ледовом катке. Машину начинает мотать, только благодаря хладнокровию водителя и какому-то чуду разъезжаемся сантиметрах в десяти с трактором, понимаем, что впереди тоже лед, через 500 метров видим подъем в горку, перед ней стоят несколько машин, мигают «аварийками». Мягко останавливаемся перед ними, одним колесом в сугробе. Трактор, оказывается, ехал не просто так, а счищал верхний слой льда, оставляя нижний, «бугристый» с которым есть хоть какое-то сцепление. Теперь едем за трактором цепочкой со скоростью 5 км. в час, но потом наши пути расходятся. До гейзеров добираемся намного позже, чем рассчитывали. Начинающиеся сумерки, пар, поднимающийся по всей долине, булькающие и шипящие звуки повсюду, отблески фонарей на покрытых опять же льдом дорожках… Ба-бах…. в небо на несколько метров взлетает струя кипятка, и оседает брызгами, напоминая ядерный гриб. Что напоминала дорога до Рейкъявика? По-моему, керлинг! Только вместо камней – наша машина! Задача – докатить «камень» до вершины ледяной горки, при условии, что стоять на дороге не возможно – уезжаешь вниз, поэтому толкаем от обочины к обочине. Для полного счастья пошел дождь. Все остальные участки пути едем не по своей стороне проезжей части, а по наименее скользкой, если таковая есть, благо плотность движения позволяет. Кто думал, что экстремальная часть путешествия закончилась в горах, сильно ошибался! – куда экстремальнее разъезжаться сейчас с редкими встречными машинами! Ну а чего вы ожидали?! Английским по белому ведь написано Ice Land! И все же, мы доехали!!! 8 января. После всех наших приключений, душа и тело просят отдыха! На полуострове Рейкьянес в юго-западной части Исландии морская вода просачивается сквозь лаву, в результате чего под землей образуются огромные резервуары с горячей (до 240 градусов) геотермальной морской водой. С помощью скважин, доходящих до этих резервуаров, образовалась Голубая Лагуна. Средняя температура воды в ней 37 градусов. Даже зимой! Даже в сильный ветер! Вот такое чудо света! А где, как не здесь, лучше всего расслабиться? Наливаем в бокалы шампанское Мартини Асти и плывем навстречу звездам. Р-р-р-романтика! Сегодня полнолуние – опять совпадение? Уже не удивляемся. Плывем на спине, наблюдая быстро проносящиеся облака, в небе видны все знакомые созвездия – очень наглядный урок астрономии! Вдруг начинается метель, холодный ветер закручивает потоки снега… «А нам все равно! А нам все равно!» — поем мы! Нам тепло! Но контраст поражает! Проплавав несколько часов, возвращаемся в реальность – здесь зима, холодный, пронизывающий ветер. Волшебство Голубой Лагуны остается теперь только в наших воспоминаниях. Уставшие, но счастливые, сидим в аэропорту. Еще целая ночь на рюкзаках, потом еще долгий путь домой с множеством пересадок. Но об этом не думаем. У всех блаженные улыбки на лицах, расслабленность и полное умиротворение. Сами того не осознавая, мы все тихо говорим одно и то же: «Спасибо тебе, Исландия, я еще к тебе вернусь!»
Исландия > Культурный отдых > Вокруг света > Land of ice или неделя в стране троллей!