Древняя история
Согласно легендам город был основан богом Шивой около 5 000 лет назад и поэтому Варанаси является одним из наиболее важных мест паломничества в Индии, он входит в семёрку священных городов индуизма.
Варанаси — самый древний живой город на Земле. Он упоминается в Риг-Веде, Махабхарате и Рамаяне. Когда-то он был современником Вавилона, Луксора и Ниневии.
Однако от величия тех метрополисов остались только древние руины; Варанаси же жив-здоров до сих пор. Считается, что возраст Варанаси составляет около 3000 лет. Город был важным коммерческим и индустриальным центром благодаря производству муслина и шелка, парфюмерии, изделий из слоновой кости и скульптуры. Во времена Гаутамы Будды ( ок. 567 г. д. н. э.) Варанаси был столицей царства Каши.
В индийской мифологии считается, что Варанаси освобождает человеческую душу от уз тела: тот, кому повезло умереть в Варанаси, достигает немедленного освобождения от цикла рождений и смертей.
Как говорят: «смерть в Варанаси — это освобождение». А воды реки Ганги в Варанаси смывают грехи даже с любого живого смертного. Поэтому некоторые гхаты являются своего рода крематориями, куда помещают тело и сжигают его у всех на виду, прежде чем развеять прах в Ганге
Религиозная жизнь
В индуизме Варанаси признается как одно из главных мест почитания Шивы и Ганги. Город является также священным для буддистов (в Бенаресе и расположенном неподалёку от него Сарнатхе Будда Шакьямуни начал проповедь своего учения) и джайнов.
Гхаты Основная религиозная активность в Варанаси связана с набережными вдоль левого (западного) берега реки Ганга — гхатами. Всего насчитывается 84 гхата, наиболее важными в религиозном плане являются (перечислены в порядке расположения с юга на север): Асси, Кедар, Дасашвамедх, Маникарника, Панчаганга Наиболее распространённым религиозным ритуалом для индуистов является омовение в водах священной реки. Ежедневно эту церемонию осуществляют десятки тысяч людей, бóльшая часть которых — паломники со всей Индии и Непала. Местные жители регулярно исполняют эту церемонию: руки сложены перед грудью, молитва, поклон, погружение в воду… Ну а дальше все как полагается: начинаем намыливаться, чистить зубы и проч… Тут же рядом специальная каста дхоби стирает вещи, щедро посыпая их моющими средствами. Вода в священной Ганге в окрестностях Варанаси скорее похожа на вяло текущую жижу… Хотя на удивление поступают сведения о том, что тут были замечены пресноводные дельфины. О достоверности этих слухов я могу только догадываться, за 4 раза посещения сия святого места ни разу такой феномен не наблюдался.
фото by Pau Bou flickr.com Хотя все-таки 3 марта 2011 года, на Маха Шива Ратри, после 1,5 часов проведенных в очереди в храм, в плотной толпе, когда все смешивается и уже не понятно, что стекает по твоей спине: твой пот, молоко и вода — ритуальные подношения Шива лингаму, которые все держат в керамических чашках высоко над головой, мы все таки решились и смыли свои кармические грехи, а с ними и усталость в водах Ганги! Все остались довольны и живы ) На Дасашвамедх-гхате ежевечерне проводится
Ганга Аарти (Огненнная пуджа) — церемония жертвоприношения божеству реки Ганга, выполняемое несколькими специально подготовленными браминами. Пуджа захватывает дух, к 7 вечера сюда стекается весь город! Европейские туристы с метровыми обьективами на своих камерах, индийские паломники, завернутые в цветные сари, местные попрошайки и торговки цветами и украшениями со свечкой, которые все запускают в Гангу, а так же уважаемые жители города, для них сразу за браминами предусмотрены специальные настилы. Простой же народ оседает на ступенях, ведущих к набережной, либо наблюдает за происходящим с воды. Это лучший способ — сесть на одну из множества лодочек и совершить водную прогулку в лучах заходящего солнца, а после насладиться величественным представлением в честь Ганги. Но имейте ввиду и тут на воде творится жуткое столпотворение, и лучшие места надо занимать заранее. Еще с лодки можно запечатлеть другую достопримечательность священного города — ритуальную набережную Маникарника, фотографировать на территории которого строго запрещено.
фото by ahul_photos1 flickr.com Варанаси известен так же, как «Махашмашана» — «Великое Место Кремации». Для правоверного индуиста величайшее счастье — это умереть в Варанаси и быть там сожженным — это гарантирует освобождение от цикла рождений и смертей. Многие паломники приезжают сюда в надежде здесь умереть.
Но даже если умереть здесь не удалось, быть здесь кремированным — уже считается за счастье.
На Маникарника гхате расположена одна из двух площадок для кремации. Утверждают, что огонь на этом месте не потухает на протяжении многих столетий. Череда ступеней и площадок служит для того, чтобы ежедневно принимать до полутысячи умерших для кремации с использованием натуральных дров. Это недешевое мероприятие могут позволить себе не все, поэтому тела бедняков просто сбрасывают в Гангу. На практике это место оказывается совсем небольшое, порядка 20-25 костров горят одновременно на разных уровнях. Тут же может гулять случайно забредшая корова, снуют уличные псы, в храме читают мантры… Все это навевает мысли о жизни и смерти, быстротечности времени и иллюзорности бытия. Здесь вы не увидите слез и криков, женщины-родственницы не допускаются к погребальной церемонии, лишь серьезного и не очень вида мужчины присутствуют на этом гхате. По традиции ближайшего родственника усопшего забривают, оставляя прядь волос на затылке.
Индуистские храмы
За прошедшие столетия в Варанаси построены тысячи индуистских храмов — мандиров, больших и малых. Древние постройки практически не сохранились из-за частых набегов мусульман и причиненных ими разрушений. Самым известным их них является
храм Каши Вишванатх («Золотой храм») в городском районе Годолия, кровля которого в 1835 г. была покрыта 820 кг чистого золота, которое пожертвовал сикхский правитель Пенджаба махараджа Ранджит Сингх. Сейчас храм расположен в глубине узких улочек, к нему есть несколько подходов. Но в главный зал пускают далеко не всех, только индуист может зайти внутрь. Для туристов есть попущения — за отдельную плату можно взять человека-поручителя, заполнить необходимые документы-анкету и, отстояв огромную очередь, на 30 секунд попасть таки в главный храм. Говорят, оно того стоит. И деньги и силы потраченные воздаются сторицей. На Лалита-гхате, находящемся под покровительством королевской семьи Непала, расположен единственный в Варанаси
деревянный храм в непальском стиле по образцу храма Пашупатинатх в Катманду. Древесина ценных пород для его строительства была привезена из Непала. Резные картины являются иллюстрациями Кама Сутры во всех подробностях и своем изобилии. С территории храма открывается шикарный вид на набережные, где можно немного отдохнуть от суеты города и насладиться тишиной и спокойствием.
Мечети
В конце XVII в. Варанаси был практически полностью разрушен могольским императором Аурангзебом, который распорядился выстроить на руинах индуистских храмов мечети. Так появились
Гаянвапи-масджид на месте прежнего Вишванатх-мандира в Годолии и
Аламгир-масджид (мечеть Аурангзеба) на месте Биндумадхав-мандира. Песни муллы разносятся как полагается 5 раз в день по всему городу, они завораживают и создают ощущение легкого транса.
Буддизм
Пригород Варанаси, Сарнатх, является местом, где Будда Шакьямуни, по преданию, прочёл свою первую после просветления проповедь — «повернул Колесо учения». Здесь располагаются буддийские святыни —
ступа Дхамек, руины храмов, построенных при императоре Ашоке. Сарнатх является местом паломничества буддистов со всего мира, здесь отстроены многочисленные буддийские храмы и монастыри. По преданию здесь был олений парк, и сейчас в специальном вольере можно наблюдать оленей.
Вообще Сарнатх разительно отличается от окружающей его Индии, тут идеально чисто!
К сожалению «руины храмов» были разворованы в прошлых веках на строительство домов и прочие нужды населения, поэтому сейчас восстанавливаются при помощи кирпичей и бетона.
Образование
Варанаси традиционно является важным образовательным центром Индии. В настоящее время в этом городе располагаются
Санскритский университет Сампурнананд (основан в 1791 г.) и
Бенаресский индуистский университет (основан в 1916 г.). В один из моих приездов в этот город мы жили на Асси гхате в гестхаусе, на первом этаже которого была мастерская художника, учившегося на отделении искусства в Бенаресском университете. Как раз подходил конец первого семестра, на территории учебного заведения (она к слову огромная!!! ) проходило множество мероприятий, выставок, концертов и дискуссионных встреч. Энергия города располагает к учебе, хочется постигать. Здесь же находится много музыкальных школ, вы можете освоить игру на барабанах, гитаре или знаменитом индийском инструменте ситаре.
Варанаси действительно обладает мощной энергетикой, даже самый обычный человек, не практикующий, ощущает это воздействие.
Тут, как и во всей Индии, можно на собственном опыте ощутить как создается твое намерение, и работает связка мысль-событие. При чем, если в России на это уходит продолжительное время, порой мы даже забываем о своей мысли, то в Индии все работает гораздо быстрее, а в Варанаси буквально мгновенно! Так что по началу это даже пугает, и ты становишься намного внимательнее к своим помыслам и желаниям. Конечно, настоящий город далек от европейских канонов красоты и чистоты, тут узкие улочки заполненные людьми, животными и коровами напоминают лабиринты. Запахи готовящейся пищи смешиваются с благовониями и коровьими фикалиями, простите за мой французский. Первые дни меня начинало мутить, когда мы выходили на улицу, но ко всему быстро привыкаешь. И немного адаптировавшись, совершенно перестаешь замечать разбросанный мусор, по-европейским канонам непотребное поведение индусов и то самое «holly shit», непременный атрибут полноценных и равноправных жителей Варанаси — коров. Ты оказываешься в потоке города, чувствуешь его энергетику и кажется, что здесь можно остаться на всегда!
Маха Кумбхамелла 2013, Аллахабад, Индия