Экзотичность Тайланда проявляется буквально во всём – это и непривычный нам животный мир, и буйная растительность, и своеобразное отношение к демонам, и требовательность духов, куда более привередливых, чем наши домовые. Здесь можно покататься на слонах, погладить тигра, бесчисленное количество раз загадать желание, выполняя разнообразнейшие ритуалы (главная цель которых – вытянуть из туристов деньги, ну да кого это волнует!). Каждый день недели здесь имеет свой цвет, а яркие золотые и алые тона вспыхивают буквально повсеместно – это и богато украшенные храмы, и домики для духов, и многочисленные статуэтки Будды и Боддхисаттв. Воздух влажный, тёплый и напоён непривычными ароматами – запахи пышных цветов смешиваются с курениями благовоний и аппетитным дымком от зажаренных креветок, крабов, риса и множества прочих закусок, которые здесь повсеместно продают прямо с лотков. Здесь переплетаются различные направления буддизма, индуизм, анимизм, и всё это щедро приправляется изрядной долей самых разных суеверий. Тем интереснее погружаться в этот яркий, шумный и пёстрый мир, стараясь если не разобраться, то хотя бы полюбоваться на него со всех возможных ракурсов.
Покататься на слоне и погладить тигра
Поездка на слоне – одно из таких же непременных развлечений здесь, как и змеиное шоу. Хотя количество домашних могучих гигантов за последние полтора-два века снизилось невероятно (в 1850 г. их было около 100 000, сейчас – порядка 2700), значимость их вряд ли уменьшилась.
Запрет заготавливать лес, с одной стороны, гарантирует сохранение местной природы в более-менее первозданном виде, но с другой оставило без работы огромное количество серых тружеников, которые прежде вывозили тяжёлые стволы и помогали корчевать корни. Впрочем, на смену этому тяжёлому труду пришёл другой – теперь слоны заняты в туристической отрасли. Отношение же к ним как было уважительным, так и осталось. К каждому слону с младых ногтей прикрепляется погонщик, который будет сопровождать его всю жизнь. Зарабатывать родичи Хатхи начинают сызмала – пока не доросли до того, чтобы возить людей на спине, они демонстрируют умилённым иностранцам свои умения выполнять разные трюки. Успех гарантирован – обаятельные слонята неизменно получают от восторженных почитателей фрукты на десерт, а их сопровождающие – деньги на содержание питомцев. Но самых главных слонов королевства вы вряд ли увидите – это знаменитые королевские белые слоны, которые по поверью приносят процветание Тайланду. Чем их у короля больше, тем более успешным будет его правление. Нынешний правитель Пхумипон Адульядет может похвастаться десятком священных животных, которые содержатся в закрытом королевском слоновнике. Если вдруг где-то будет обнаружен (или родится) белый слонёнок, владелец обязан отдать его королю, что они делают с большой охотой – такой подарок гарантирует богатое вознаграждение. Правда распознать священное животное не так просто – выявить все признаки способна только особая комиссия, которая руководствуется критериями, передаваемыми с древности до наших дней. Что любопытно, у белых слонов есть даже свои касты – четыре штуки, и соответствуют они уровням божеств, которые проживают в Гималаях, в мифологическом лесу, недоступном обычным смертным.
Другое весёлое развлечение – навестить Тигриный храм в провинции Качанабури или «Королевство тигров» на Пхукете, чтобы поиграть с тигрятами или повозиться со взрослыми полосатыми кошками. Тигры считаются хозяевами леса, также в некоторых поверьях тигр – дух гор и пещер. Это даёт повод в новом ракурсе посмотреть на происхождение известного храма в провинции Краби – считается, что пещера, где он находится, некогда была обиталищем тигра, но возможно, символизм происхождения священного места несколько глубже. Есть и бытовые мифы, связанные с полосатыми хищниками. Так, рассказывают, что некогда только тигр умел добывать огонь, и когда людям требовалось приготовить еду, они приходили к нему на поклон. Если же у представителя семейства кошачьих по случаю было капризное настроение, приходилось оставаться голодными – огня он мог и не дать.
И вот как-то тигр заявил, что он болен и никого видеть не хочет, чем весьма опечалил жаждущих горячей пищи людей. Тогда женщины деревни пришли к нему и сказали, что у них есть лекарство, которое поможет зверю выздороветь, но чтобы его приготовить, необходимо вскипятить воду. В доме тигра постоянно горел огонь, но хитрые женщины опрокинули горшок с варевом, залив его, так что пришлось хозяину выгнать гостий за дверь и заняться очагом. Невдомёк ему было, что женщины загодя проделали в двери дырочку и теперь с интересом наблюдали, как он крутит лапами палку, добывая огонь трением. Потом они вернулись в дом, честно приготовили лекарство и даже отказались от награды, которую им предложил поправившийся тигр. Дело в том, что уходя из его дома, они прихватили кусок палки, с помощью которой хищник добывал огонь, и с тех пор уже не зависели от его настроений. Ну, а тигр с тех пор больше не верил людям – и в первую очередь женщинам.
Поглядеть на демонов и покормить духов
Отношение к демонам у тайцев тоже для нас непривычное. Если мы считаем, что поблизости от храмов им делать нечего, то тайские ваты неизменно охраняет целая вереница ракшасов – так называется один из основных видов демонов в местной мифологии. В переводе с древнеиндийского «ракшас» означает «тот, кто охраняет», так что хотя они и склонны преследовать людей и мешать жертвоприношениям, помещать их при входе в храм вполне логично. Выглядят они весьма устрашающе – с огненными глазами, длинными руками, клыками, рогами и пр. Иногда напоминают фантастических зверей и птиц. Стать таким демоном можно двояко – либо уж очень нагрешить в предыдущей инкарнации, либо попасть под проклятие. Причём от проклятия пострадать могут не только люди, но и полубоги – гандхарвы. Например, в «Рамаяне» рассказывается, что Раме с Лакшманой пришлось закопать в землю ракшасу Вирадху – он был неуязвим для любого оружия, и было непонятно, как иначе его нейтрализовывать. Однако не успели герои его зарыть, как из недр холма поднялся прекрасный гандхарва, объяснивший, что ракшасой он стал из-за проклятия бога богатства Куберы.
Любопытно, что возводя новый храм, тайцы стараются непременно включить в его оформление старые изображения демонов, найденные на месте прежних храмов. Поэтому зачастую новенькие и ярко раскрашенные ракшасы (например, поддерживающие перила) изредка будут разбавлены потрёпанными облезлыми фигурками. Считается, что элементы древних ватов добавляют святости новому, пока «не намоленному» месту. Особого внимания заслуживает отношение местных жителей к духам. Домиков для них тут, пожалуй, больше, чем храмов. Оно и не удивительно – считается, что прежде чем что-то строить, непременно нужно обезопасить себя от неудовольствия духа, проживающего поблизости. И чтобы ему не пришло на ум поселиться в доме, предназначенном для людей, для него возводят собственные апартаменты, причём стараются сделать их как можно более привлекательными. Важный момент – место для жилища духов выбирается с таким расчётом, чтобы тень от него ни при каких условиях не падала на дом хозяев, и наоборот. Духов каждый день кормят и поят, делают им подношения – цветы и благовония. Нередко можно увидеть, как человек о чём-то говорит с духами – скорее всего, просит помощи в каких-то своих начинаниях – духов стараются умилостивить не только для того, чтобы они не вредили и не насылали болезни, но и чтобы помогали в бизнесе, защищали семью.
В чём-то отношения тайцев с духами напоминают наше общение с домовым, только вместо молока здесь в ход идёт кока-кола (местные духи очень любят красный цвет), а вместо каши – фрукты. Что ж, при всех отличиях во взглядах на мир, мы остаёмся людьми – а значит, желания и надежды у нас у всех похожи. Все мы мечтаем о любви, благополучии и удаче в делах. В конце концов, именно удача в делах даёт замечательную возможность путешествовать!
Ольга Ладыгина