Автостоп – это состояние души любого путешественника. Перед тобой открывается масса возможностей побывать в самых отдаленных уголках мира, познакомиться с интересными людьми, лучше узнать себя и своих попутчиков. Автостоп непредсказуем, несколько рискован, но он как ничто другое помогает вырваться из рутины повседневности и начать путешествовать при ограниченном бюджете. Это самый интересный вид путешествий. Я путешествовала автостопом в Европе, Центральной и Южной Америке. Сегодня расскажу, как путешествовать автостопом безопасно и интересно.
1. Составьте маршрут поездки
Как только вы решили путешествовать автостопом, для начала нужно определиться, куда поехать. Автостопщик со стажем всегда в первую очередь определяется с маршрутом. Лучше всего заранее наметить маршрут, приобрести карту автомобильных дорог, внимательно изучить населенные пункты, которые будут попадаться на пути. В конечном итоге все это будет иметь существенное значение.
Личный опыт: Мои путешествия зачастую носят стихийный характер: планы могут поменяться в последнюю минуту. Узнав о каком-нибудь «секретном» недоступном для многих путешественников месте, могу легко сойти с назначенного маршрута. Но к автостопу это мало относится: остаться ночевать на трассе – не лучшее, что может произойти, особенно когда нет палатки. Поэтому все передвижения я рассчитываю так, чтобы приехать в новое место к вечеру.
2. Девушкам лучше ехать в паре с представителем мужского пола
Есть три вещи, которые я обязательно делаю в компании с кем-то: — хожу в горы; — занимаюсь серфингом; — езжу автостопом. Автостоп всегда связан с риском. Это не каучсерфинг, где можно посмотреть профайл и прочитать отзывы. Здесь больше ориентируешься на первое впечатление и интуицию. Однако в целях безопасности лучше путешествовать вдвоем и желательно в паре с представителем мужского полы.
Личный опыт: Из-за неприятных историй путешествия автостопом одной или с подругой я старалась передвигаться так только в крайнем случае, пока не встретила попутчика в Южной Америке. Вместе мы проехали автостопом весь Эквадор, увидели удивительно красивые места, которые большинство путешественников пропускают.
3. Выглядите прилично
Первое впечатление всегда важно. И от того как вы выглядите и позиционируйте себя зависит остановится водитель или нет. Ведь водителю зачастую тяжело понять, что на обочине голосуют путешественники, а не бомжи-скитальцы :) особенно в ночное время. Думаю, не нужно говорить, что девушкам стоит одеваться прилично, чтобы не вызвать никому не нужные ассоциации. Если вы голосуете в ночное время, позаботьтесь о том, чтобы на одежде были светоотражающие элементы.
Личный опыт: За длительное время путешествий я встретила много бэкпэкеров. Я люблю раста-стайл, путешественников с дредами, гитарой, песнями в духе Боба Марли. Но порой весь романтизм улетучивается, когда чувствуешь, что кому-то не помешало принять душ :). К нашим путешественникам это не относится. Все, кого я встречала, выглядят очень опрятно.
4. Правильно выбирайте местность
Опытные автостопщики начинают путешествие за городской чертой. В границах города вы сможете поймать только такси. Постарайтесь выбирать места для голосования там, где водителю будет легче остановиться и быстро обсудить с вами детали маршрута. Помните, что в Европе запрещено останавливать машины на автобане. А автобаны там везде. В Италии запрещен автостоп, там вас еще и оштрафуют. В такой ситуации лучше всего отойти от поста ГАИ. Не стоит стоять на склонах и под холмами, голосовать возле знака «Остановка запрещена» или стопить на объездной дороге. Лучше всего остановится в нескольких метрах после заправки или придорожного кафе.
Личный опыт: На юге Бельгии я была волонтером в лагере для беженцев от Красного Креста. Лагерь был изолирован, поэтому до ближайшего города нас либо довозили на служебной машине либо надо было стопить. Доехать из центра проблем не было, трасса проходила в нескольких метрах. А чтобы вернуться, мы выходили за черту города, останавливались у развилки и… сразу кто-нибудь останавливался.
5. Сразу договоритесь, что проезд будет бесплатным
Важно еще до того, как сесть в машину, договориться, что вы не будите платить за поездку. Главный аргумент – нет денег. Нет и не будет. Можно сказать, что студенты, надо срочно добраться до города.
Личный опыт: У меня спросили про оплату всего лишь один раз, когда надо было преодолеть небольшое расстояние из маленькой деревушки до Гидроэлектрика, откуда следовало ночное «покорение» Мачу-Пикчу. Скорее наоборот, мне возвращали деньги за проезд. Как было в Гватемале. Мне надо было доехать от границы до ближайшего города. Водитель шаттла не только довез, но помог найти дешевый хостел и даже вернул деньги за проезд, когда узнал, что я еду волонтером в местную больницу в Антигуа. Было очень неожиданно и приятно.
6. Поддерживайте беседу
Самый главный стереотип, для тех, кто думает путешествовать автостопом, что это халява. Так вот: халявы не будет. Водитель, который подбирает автостопщика, тоже рассчитывает получить свою плату: только в виде интересного общения или чтобы развеять скуку, не дремать за рулем, а иногда и просто выговориться. Поэтому самые удачливые автостопщики – это те, кто доброжелателен, общителен, может интересно рассказать о тех местах, где ему довелось побывать. Главный совет — говорите, спрашивайте, слушайте – именно для этого вас берут в дорогу. К тому же разве можно упускать возможность узнать интересные истории, услышать полезные советы, поделиться житейской мудростью?
Личный опыт: Для меня автостоп еще и прекрасная возможность потренировать иностранные языки. Когда я начинала путешествовать по Латинской Америке, мой словарный запас на испанском был небольшим. Но каждый раз, когда приходилось рассказывать о себе, стране, путешествиях, учебе, работе, я учила все новые и новые слова, подмечала особенности испанского в разных странах – как для лингвиста – бесценный опыт!
7. Табу
Умение общаться, слушать и не вступать в спор с водителем важно для каждого автостопщика. Здесь, как и везде: надо понимать, что не на все темы можно говорить. Особенно это касается, когда вы автостопите в других странах. Обходите стороной темы, касающиеся политики, религии, денег. Часто водители имеют достаточно резкую точку зрению. Что ж, придется на некоторое время стать аналитиком, слушать с вниманием и пониманием.
8. Если у водителя возникла непредвиденная ситуация, помогите
В дороге все случается: ломаются машины, кому-то может понадобится медицинская помощь, заканчивается бензин… Если произошла непредвиденная ситуация, то не стоит бросать водителя и искать новую попутку. Лучшее, что можно сделать, предложить помощь и помочь.
Личный опыт: В Коста-Рике, возвращаясь из парка кетцалей, меня и моего знакомого до Сан-Хосе согласился подвезти дальнобольщик. Всю дорогу был туман, потом пошел сильный дождь. Из-за ливня сломалась машина друга водителя и надо было перетащить часть груза в нашу машину. Так под дождем мы дружно перегружали ананасы. Зато водитель был благодарен.
9 Доверяйте интуиции
Путешествие автостопом не бывает простым, не всегда встречаются порядочные люди, поэтому не стоит пренебрегать общепринятыми правилами безопасности. Умейте доверять своей интуиции. Уж лучше простоять лишних полчаса в ожидании машины, чем попасть в неприятную ситуацию.
Личный опыт: Далеко не все понимают суть автостопа. Водитель в Гватемале на мой вопрос, автостопят ли в стране, резко сказал, что для девушек это небезопасно. Водители либо потребуют денег, либо будут рассчитывать «на интерес». И это касается не только стран Латинской Америки. Для себя я четко решила: не автостопить одной и даже в компании с другой девушкой. Если меня что-то настораживает, я всегда могу придумать причину и отказаться от поездки.
10. Будьте позитивны
Иногда придется довольно долго простоять на трассе в ожидании машины. Будьте позитивны, оптимистичны и обязательно вам встретится хороший водитель и попутчики.
Личный опыт: Возвращаясь с осмотра панамского канала в город, я попала под дождь. Тропические ливни на экваторе могут идти несколько часов, не оставляя ни одного сухого места. Я шла с другом по дороге. Мокрые, нам хотелось быстрее добраться до хостела. Как остановилась машина, и нас предложили довезти до самого города. Через полчаса мы уже были у входа в метро.