Два часа в кресле самолета. Организм еще не отошел от 30-градусной московской жары, а под крылом, среди залитого водой пространства, раскинувшегося на десятки километров, уже виднеются белые сугробы еще не стаявшего снега. И вдруг, среди этого хаоса воды, болотной растительности и чахлых деревьев, как наваждение, возникает небольшая на первый взгляд кучка домов, дымовых труб и дорог. Нарьян-Мар. Зимой 1929/1930 годов, на правом берегу Печоры примерно в 100 км от ее устья, в урочище Белощелье, на месте одноименной деревушки было начато строительство лесозавода и поселка при нем. Белощелье располагалось в удобном месте для захода морских кораблей, которые должны были приходить сюда за лесоматериалом. Завод №51 треста "Комилес" стал главным (и чуть ли не единственным) промышленным предприятием на сотни километров вокруг, а поселок при нем рос небывалыми темпами. Уже в октябре 1931 г. поселок получил собственное имя - "Нарьян-Мар" (в переводе с ненецкого - "красный город"), а вскоре сюда из Тельвисочного были переданы и административные функции по управлению всем Ненецким национальным округом. Древний Пустозерск, стоящий всего в 20 км юго-западнее, уже в то время был не более чем селом. Основание Нарьян-Мара лишь ускорило его гибель. 10 марта 1935 года, всего через пять лет после основания, Нарьян-Мар получил статус города. Как другой печорский город - одноименная с самой рекой Печора, становление и рост поселения на новом месте были очень бурными, насыщенными событиями. Здесь была одна из баз Севморпути, в Нарьян-Марском аэропорту делали посадку самолеты, летевшие в поселки и на полярные станции, разбросанные вдоль всего севера Евразии, здесь останавливались участники многих экспедиций, в том числе экипажи самолетов, которые первыми в мире осуществили посадку на лед у Северного полюса и основали там дрейфующую станцию СП-1. Хотя Нарьян-Мар и является столицей богатого нефтью и газом Ненецкого автономного округа, до сих пор около половины из 19 тысяч горожан обитает в деревянных домах, а по бетонным улицам в сухие дни ветер несет тучи песка. Но кто знает - может у этого города еще все впереди? Хотелось бы в это верить!..

Главная площадь.

Административное здание.

Старый дом и Ан-24 над ним (глиссада проходит прямо над городом).

Нарьян-Марская тундра с самолета.

Площадь перед аэровокзалом.

Благовещенский храм.

И колокольня.

Красная стена.

Городские дома.

Одна из главных улиц.

Узел электросвязи.

Строительство.

Как же эти новые здания контрастируют с деревянной архитектурой 30-50-х годов неподалеку!

Административное здание.

Какой же город без пешеходной зоны?

Улица Победы.

Или Победа?

Краеведческий музей.

В конце улицы церковь Николая Чудотворца, а за ней - озеро.

Дом под снос.

А этот еще поживет несколько лет!

"Берегите природу"

Мемориальные доски, где останавливались полярники.

"Мужики с полотенцем" - памятник героям войны.

А это поселок Искателей - удаленная часть города, являющаяся для Нарьян-Мара аналогом Зеленограда или Колпино.



Около речного порта установлен вот такой памятный знак. Все-таки здесь помнят о Пустозерске!

Дебаркадер принимал еще рейсы "Ракеты" из Печоры. Сейчас в нем кафе, а перед трапом - спрессованная груда речного льда.

Теплоходы пристают просто к берегу, в месте обозначенном табличкой.

Вид Нарьян-Мара с воды.

До свидания, город на краю света!