Москва - Маас - Москва. На машине по Кавказу
Москва - Маас - Москва. На машине по Кавказу    Это краткое эссе о небольшом автомобильном путешествии, организованном группой энтузиастов в горы Большого Кавказского хребта в мае 2007 года. Основной задачей поездки был сплав по реке Б. Зеленчук. И о том ярком и неординарном впечатлении, которое произвела на автора этого опуса республика Карачаево-Черкессия и некоторые исторические факты из жизни древнего народа – Аланов. Карачаево-Черкессия Мы пересекаем границу Краснодарского края и республики Карачаево-Черкессия. В нашей колонне 4 автомобиля: Ford Transit, Нива-Тайга, пятнадцатая модель Ваза, и я на своем свежеприобретенном Mitsubishi Pajero. Посты между границами республик и областей, будь-то Воронежская областьРостовская область или Ленинградская областьРеспублика Карелия, всегда отличаются особенно замотивированными энтузиастами с полосатыми палочками. Мотивация их обусловлена далеко не проводимыми "программами" и "операциями" а-ля перехват осла с тюком героина, а жаждой личной наживы. И чем дальше на Кавказ, тем интереснее диалоги между местными служителями правопорядка и "99"-ми, "177"-ми номерами. Гарантировано спокойно через подобные посты могут проезжать жители смежных областей, причем будь они хоть на телеге, хоть на «шестерке» с лошадиным приводом, хоть на вышеозначенном осле с тюком героина, проблем у них не будет. У жителей же Европейской части Российской Федерации с аборигенами предгорий будет длительный и конструктивный диалог на тему безопасности эксплуатации транспортных средств, пагубности отсутствия брызговиков на Mitsubishi Pajero для местных ТАЗиков и проходящих мимо баранов, а так же колоссальном уроне для экологической обстановки в области, водительских стекол с легкой тонировкой. При этом лихие люди в светоотражающих душегрейках, жестко уверенны в том, что все едущие на Кавказ русские, законченные наркоманы и торговцы оружием. С энтузиазмом достойным первых дней работы Сизифа они танцуют джигу вокруг любого автомобиля, превышающего стоимость пары-тройки коров, выворачивая карманы у сидящих, заглядывая под коврики и снимая пробу с лежащих в аптечке слабительных средств. При этом, как правило, один нюхает и пробует каждую мушиную каку, найденную на протекторе автомобиля, а второй с периодичную раз в пять минут весело и с надеждой спрашивает "Ну что? Нашел что-нибудь?"... Ага, блин, нашел! Только пока нюхал вчерашние носки, все необходимые для возбуждения уголовного дела улики всосались в легкие и растворились на слизистой носа. Хотите избежать неприятной процедуры личного досмотра? - Касса всегда открыта, и за скромное вознаграждение, вас не понюхают в самых интересных местах. В общем, люди стоящие на постах в предгорьях Кавказа, пребывают в блаженном неведении о направлении нарко- оружейных трафиков и с наивностью младенца считают, что "злые москвичи" везут к ним в республику оружие и наркотики, дабы травить и убивать местную молодежь, мирно "пасущую баран" на альпийских лугах в обнимку с медвежатами и бобрами из рекламы шоколада <Milka>. Должен отметить что сам я, испытываю чувства близкие к мазохистическому оргазму, когда шобла потных мужиков рассматривает грязные носки лежащие на ковриках под ногами, вчерашние объедки и с интересом ковыряются в карманах охотничьей куртки, которую я их этических соображений и природной лености стирать и вытряхивать не привык, и в карманах которой можно найти все что угодно, кроме наркотических средств. Ну где моей скромной персоне уделят еще такое пристальное внимание? J Так же стоит отметить, что автомобиль, выезжающий с территории Кавказа в сторону европейского Севера, уже не так интересен «джигитам при исполнении», так как если в нем обнаружится оружие, наркотики или другой хлам приобретенный в пределах их славного края, жизнь «савсем плахой будэт», проверки, дознания, выяснения мест и явок при приобретении, и минимальная возможность «срубить на бензин по-скорому». Поэтому на обратном пути, с точки зрения ГИБДД, для криминальной ситуации в Российской Федерации значительно опаснее злостные нарушители, неправильно паркующие свой автотранспорт и превышающие скорость в населенных пунктах, даже если в этом населенном пункте 2 разрушенных дома и полторы бабки сидящих на лавке, А скорость была превышена на 10 кмч для объезда выбоины в дороге, глубиной в полметра и шириной в 5. Харизма, Бдительность и Расторопность вот главные друзья европейца перемещающегося в неописуемых красотах Черкессии, Кабардино-Балкарии, Дагестана и других не менее интересных участков гор и предгорий Северного и не очень Кавказа. И главное из этих качеств – Бдительность. Она необходима для того, что бы вовремя понять, что Ваша Харизма всем далеко по-Тереку, так как слова они такого не слышали, и основной вашей задачей не пробдить момент, когда пора включить Расторопность, дабы отследить сохранность ценных вещей в автомобиле или вручить «сотку в зубы» за не экологичную тонировку стекол. Если же отложить в сторону отрицательные моменты знакомства со служителями фемиды и местечковыми «соловьями разбойниками в погонах» Карачаево-Черкессии, то перед вами предстанет прекрасный край, красивый и гордый, с режущими белизной глаза снежниками на горных хребтах, лавинами и водопадами, бурными реками и отарами овец, зелеными лугами и табунами красивых черкесских лошадей, а так же огромным количеством бытового мусора. Да-да, именно бытового мусора. Что уж греха таить – Карчаево-Черкессия бедный край, коммунальные службы не работают должным образом и мусор выбрасывается «за забор». Образуя уродливые мусорные шапки на красивейших склонах, разносимый ветром и размываемый дождем в чистейшие воды архызских источников и горных рек. Не высокий уровень образования и недостаточное количество рабочих мест, мусорным клеймом ложатся на здешние просторы и ставит большой и жирный крест на шикарных перспективах курортного рая и культурной Мекки отдыхающих и Христиан со всего Мира. Немного данных о республике Карачаево-Черкессия. Карачаево-Черкесская автономная область в составе Ставропольского края создана в 1922 году. В 1926 году была разделена на три части: Карачаевскую автономную область, Черкесский национальный округ и Баталпашинский район. В 1931 году Баталпашинский район был упразднен, а его территория разделена между Карачаем, Черкесией, Ставропольским и Краснодарским краями. Карачаевская АО просуществовала до 1943 года, после чего была упразднена. Территория области была поделена между Ставропольским, Краснодарским краями и Грузией, а население, обвиненное в сотрудничестве с германскими войсками, было репрессировано и выслано в Среднюю Азию и Казахстан. Сотрудничество, по всем историческим данным и фактам, имело место быть, и лишь не многие ушли в партизанские отряды, большинство же предпочло снабдить фашистов точными географическими картами. Хотя некоторые данные, свидетельствуют о том, что к репрессии имел непосредственное отношение тов. Суслов, когда-то оскорбивший на кавказской свадьбе старейшину и отлупленный местной молодежью. Так это или не так, но факт имел место быть. Поэтому памятники погибшим во время депортации соседствуют с памятниками погибшим «За Родину». В 1957 году Черкесская АО была преобразована в Карачаево-Черкесскую АО в составе Ставропольского края, куда было разрешено возвращаться карачаевцам. Площадь современной Карачаево-Черкесской Республики состaвляет 14,1 тыс.км. С юга Карачаево-Черкессия граничит с Абхазией и Грузией, с Юго-востока с Кабардино-Балкарией, С севера с Краснодарским и Ставропольским Краем. Этническое первенство в Карачаево-Черкессии принадлежит русским, черкесам, карачаевцам и абазинам ((самоназвание — абаза), народ в Российской Федерации (33 тыс. человек), в Карачаево-Черкесии (27,5 тыс. человек) и в восточной части Адыгеи. Живут также в Турции, Сирии, Ливане, Иордании. Язык абазинский абхазо-адыгской группы северо-кавказской семьи языков. Верующие — мусульмане-сунниты). Наш путь лежит к станице Зеленчукской, а далее в сторону Архыза, к верховьям реки Б. Зеленчук. Большой Зеленчук культовая река «зеленых» сплавщиков. Которые уже переросли таежные просторы Карелии и решили попробовать себя на «белой воде» Кавказа. Здесь уже не так уместны байдарки, их место занимают катамараны и каяки, и категории порогов требуют хорошей спортивной подготовки и опыта спортивного сплава. Заострять свое внимание непосредственно на сплавном участке нашего путешествия я не буду, но возможно (не знаю как пойдет дальнейшее повествование J ), вернусь к нему в дальнейшем. Станица Зеленчукская – казачье поселение, основанное в 1859 и являлась элементом ряда форпостов, так называемой «казачьей линии», существовавшей для борьбы с турками и горцами. Заселена станица была преимущественно выходцами из Воронежской области. В данный момент от былого казачьего величия и вольности не осталось и следа. Зеленчукская представляет собой бедную деревеньку, по всем стереотипам деревенек среднерусской возвышенности, с поправкой на географическое положение. К сожалению, негативных эмоций у меня связанно с этим местом больше чем положительных. И поводом к тому послужили все те же стражи порядка на дорогах. Которые, на горе всех жителей России, являются тем первым впечатлением, которое получает человек посещая какой-либо российский край. Впечатление в очередной раз было испорчено разводом на деньги, пьяными рожами и подбитыми глазами у сотрудников местных ДПС. Кстати, фотография одного из них имеется, и ниже будет приложена. Обидно, но именно подобные уроды являются лицом деревни, поселка, да любого населенного пункта, который пересекает в своем путешествии автотурист. Удаляясь от станицы в сторону Архыза, перед глазами предстают красивые просторы субальпийских лугов, водопады, снежные шапки и сошедшие лавины. Когда-то именно здесь зародилась и процветала столица Аланов – Маас. О которой мне бы и хотелось поподробнее рассказать. Маас – «благочестивый». Маас – древняя столица ираноязычных племен сарматского происхождения - Аланов. С 1 в. жили в Приазовье и Предкавказье. Часть аланов участвовала в Великом переселении народов. Кавказские аланы (по-русски ясы) - предки осетин. В переводе с аланского «ма(г)ас» означает «благочестие». Развалины этого города начинаются в Нижнем Архызе (д. Буково). Здесь, по мнению ученых, находился духовный центр Алании, три христианских храма, считающиеся самыми древними христианскими храмами, находящимися на территории Российской Федерации. Маас простирался на несколько километров от Нижнего Архыза к Верхнему, вдоль реки Б. Зеленчук, где по некоторым предположениям находился административный и промышленный центр города. В данный момент найдены развалины нескольких зданий, между которыми четко прослеживаются три улицы, кузница с плавильным горном. С высоты можно разглядеть правильный круг с диаметром 88 метров и шириной стен до 2-х метров. Данное сооружение было астрономическим объектом XI-XII в.в. и использовалось в качестве календаря. Одна из главных достопримечательностей – 3 христианских храма. Христианство Аланы приняли под влиянием царя Абхазии, союзника Византии на Северо-Западном Кавказе. Первые источники упоминают об этом в VII в., окончательное приобщение к христианству и строительство храмов началось при правителе алан Григории в X-XI в.в. И, предположительно, велось абхазскими зодчими. Самый величественный и большой Северный храм, представляет собой архитектурное сооружение, выполненное в форме креста с куполом в середине. Вокруг храма найдены многочисленные захоронения местной знати. В храме обнаружены купель для крещения и мощи настоятеля. На данный момент храм находится в состоянии реставрации. Второй храм – Средний так же выполнен в форме креста с куполом в центре, вокруг него так же обнаружены захоронения аланской знати и их детей. Храм так же находится на реставрации. Третий храм, самый маленький, Ильинский, предположительно построен на месте разрушенного, более древнего храма и являлся домашнем храмом зажиточных алан.Единственный функционирующий храм. Наличие трех христианских Храмов на территории Аланского города Маас, лишний раз подтверждает теорию о том, что христианство на Северном Кавказе распространилось за долго до Киевской Руси. И эти храмы являются самыми древними христианскими храмами на территории Российской Федерации. В начале духовного центра Мааса сохранился памятник тюркскому воину. Голова его вытянута и по форме напоминает яйцо. Аланы, при рождении детей, туго заматывали их головы тряпками, тем самым придавая костям черепа конический, заостренный вид, пугающий и устрашающий противника в бою. Второй памятник был уничтожен варварами – нашими современниками. В конце XII-XIII в.в. Алания теряет свое торговое значение, ее начинают разрывать внутренние конфликты, и наступает экономический упадок. Так же в XIII Веке монголами был предпринят поход против горных Алан. Окончившийся полуторамесячной осадой г. Маас. Вот что говорит персидская хроника Джувейни, о жителях города «по многочисленности своей были (точно) муравьи, а окрестности покрыты лесами до того густыми, что в (них) нельзя было проползти змее. Царевичи сообща окружили (город) с разных сторон и сперва с каждого бока устроили такую широкую дорогу, что (по ней) могли проехать рядом три-четыре повозки, а потом против стен его выставили метательные орудия. Через несколько дней ведения осадных боев они оставили от этого города только имя и нашли (там) много добычи. Они отдали приказание отрезать убитым людям правое ухо. Насчитано было 27000 ушей». От хана Бату, верховному хану Удыгею было послано сообщение «Силою вечного неба и величием государя и дяди (т.е. Угэдея) мы разрушили город Мегет (Маас) и подчинили твоей власти одиннадцать стран и народов». Аланское государство клонилось к закату… «Возрождается Россия-Матушка!» В 1998 году на скале, возвышающейся над долиной реки Зеленчук, в 300 метрах от дороге открылся лик Иисуса Христа. Анализ красок показал, что лик создан в X веке, дабы оградить город Маас от Чумы. Лик практически полностью идентичен лику Христа на Туринской плащанице и, по мнению многих исследователей, имеет для Христианства не меньшее значение. Почему Лик не был обнаружен за все время исследований и раскопок г. Маас ? Во-первых, скала находится в труднодоступном участке горного хребта, и для того, что бы подняться к Лику, надо преодолеть крутой склон, цепляясь за корни деревьев и прикрученную кем-то проволоку, и лишь не многие охотники проходили по этим местам. Во-вторых, существует мнение, что Лик до 1998 года был скрыт от людских глаз камнем, который, обвалившись и открыл Лик людям. Но местные жители и обследования, проведенные у скалы, свидетельствуют об отсутствии каких-либо обвалов за последние несколько сотен лет. Так же некоторые факты свидетельствуют о чудотворной природе Лика, якобы многие паломники уходили со сколы ни с чем, так и не разглядев ничего, и Лик открывается взгляду людей не всегда. В данный момент к Лику стремятся толпы паломников, не всем удается его достичь, но те, кому удается – обязательно ставят свечку либо у подножья скального выступа, либо, не взирая на табличку предупреждающую об опасности, лезут прямо по скале, дабы прикоснуться к лику и поставить свечку прямо под ним. Мы поднимались медленно, когда слева от нас, ломая ветки, пролетела чья-то тень. Каково же было наше удивление, когда наверху мы увидели, что тень была ни кем иным как батюшкой, со всеми необходимыми атрибутами – рясой и посохом. Пролетая мимо нас, он успел найти какой-то водопад, набрать в бутылку из-под Бон-Аквы воды и обогнать всех идущих впереди паломников, по совершенно отвесному склону, находящемуся далеко от уже проложенной тропы. У подножья скалы, пока я примерялся с силами, и прикидывал, как подобраться непосредственно к лику, Батюшка, с проворностью горных парнокопытных запрыгал по скале к Лику, поставил свечку, иконку поправил, перекрестился и приложился. Батюшка повернулся к нам (ко мне и мой жене) и сказал: «Да, Возрождается Россия-Матушка!». И было в его словах что-то такое, что я очень хорошо почувствовал и понял, что-то чего нет по телевизору и в выступлениях патриарха. Какая-то искренность и истинное понимание ситуации, с которой я был совершенно согласен. Пожелав Батюшке здоровья, я под шумок сделал несколько кадров :). Уходя, священнослужитель-скалолаз посетовал мне на сломавшийся посох, я, в свою очередь, поинтересовался как тут лучше спуститься, после чего с не меньшим проворством, батюшка, пожелав нам здоровья, поскакал вниз. Могу с уверенностью сказать, что ощущения «необычности» и некоторой «мистичности», есть в этих местах и не покидает оно аккурат до станицы Зеленчукской. Подводя итог описанных выше событий, хочу отметить полную удовлетворенность поездкой. Несмотря на работников ГИБДД, сдохший термостат и пробитую прокладку ГБЦ, попадалово на замену головку и реле свечей, а заодно и самих свечей и т.д., и не большое количество дней проведенных на месте. Карачаево-Черкессия и Кабардино-Балкария, замечательные края. Где живут люди с интересной историей, не понятными нам обычаями и менталитетом, но крайне самобытными и непоколебимыми культурными основами. Подобную поездку, могу порекомендовать не только любителям экстремального сплава, но и всем поклонникам эко и культурного туризма. Поездки на черкесских скакунах, подъем до обсерватории на высоте более 3000 м. над уровнем моря, прогулки по когда-то великой столице аланов Маас и чистый горный воздух оставят прекрасные и яркие воспоминания. Так же хотелось быть дать несколько рекомендаций, по общению с местными сотрудниками ГИБДД. Так как с московскими и подмосковными ДПСами найти общий язык значительно проще. Учтите что: Для большей части людей в форме, Вы – источник дохода. Не любезничайте с ними, не показывайте свое хорошее настроение, и желание разойтись с миром. В случае любых действий сотрудников ДПС, вызывающих у Вас сомнения, требуйте ссылки на статьи и постановления. Они читают плохо, поэтому вопросов таких не любят. Не торопитесь здороваться с сотрудником милиции, остановившим Вас. Пусть он представится, если Вы не расслышите – попросите повторить. После чего уточните причину вашей остановки. Если Вашему проезду препятствуют, угрожают штраф-стоянкой, и остановкой на длительное время – ссылайтесь на необходимость выйти на роботу. Наличие билетов на самолет и т.п. И что всю неустойку Вы в судебном порядке взыщите с отделения ДПС или с сотрудника задержавшего Вас лично. Это не блеф, а реальная ваша возможность и право, ДПСы об этом осведомлены и боятся. Если это не подействовало - требуйте письменного оформления задержания вашего транспортного средства с описанием причин задержания, даты и времени. Номера жетонов сотрудников ДПС, так же как и номера их патрульных машин должны быть переписаны в обязательном порядке, причем желательно что бы сами ДПСники видели, что вы записали их номера. При обыске Вашего автомобиля, будьте бдительны, следите за тем, что бы не пропали Ваши вещи, и не появились новые (пакетики, таблетки, коробочки, зеленый порошок). При любом не согласии с Вашей стороны сообщите о своей готовности написания двух копий заявления на сотрудника совершающего, на ваш взгляд, противоправные действия. В заявлении опишите ситуацию, укажите номера жетонов сотрудников ДПС, время и дату, а так же попросите выслать на Ваш личный адрес решение по поставленному Вами вопросу в двух недельный срок. Помните, никакая Ваша собственность не может быть отчуждена, без решения суда. Все сотрудники правоохранительных органов – люди. Будьте вежливы, но осмотрительны, из любой ситуации можно найти выход. Ведите себя хладнокровно и не паникуйте. "Москва - Маас - Москва" (с) Заюнчковский Олег Сергеевич. 2007.
Все страны > Активный отдых > Авто-вело туризм > Москва - Маас - Москва. На машине по Кавказу