Давнее путешествие по Атлантической Канаде
Вот карта, маленький кусочек Атлантических областей Канады. Когда-то очень давно я проехал по этому кольцевому маршруту из Галифакса в Галифакс по часовой стрелке. Это около 1500 километров, за неделю немного. Купил я тогда для этого путешествия первый в своей жизни фотоаппарат. Научился давить на кнопку. Снимал по первости, конечно, не то, не там и не туда. Очень много себя в кадре и очень мало окружающего мира. Про "заваленный горизонт" и говорить не приходится. Все так начинали, наверно. Теперь приходится искать кадры где попало, чтобы добить повествование до каких-то разумных рамок. А, поскольку не особенно хочется заниматься пиратством в особо крупных масштабах, придется просто больше рассказывать. Будет много текста. Между полуостровом Новая Шотландия и материком, на котором расположена провинция Новый Брансвик, находится чудо света - залив Фанди (Bay of Fundy). Из-за удивительной формы залива, напоминающей суживающуюся воронку, высота приливной волны в самых узких местах достигает 16-17 метров при нормальных условиях. Это шестиэтажный дом. Здесь же, в заливе Фанди, в 1869 году при ураганном ветре был зафиксирован абсолютный рекорд высоты приливной волны в мире: 21.6 метра. Тогда погибло довольно много народа. Средний объем прокачиваемой через залив воды при каждом приливе 115 миллиардов тонн. И так дважды в день. Удивительная особенность залива Фанди породила невероятное количество природных феноменов: текущие вспять реки, скалистые измученные берега, многокилометровые соленые болота, драгоценные камни и окаменелости, которые постоянно выкидывает на берег океан, и прочие любопытные прелести. К тому же местность идеально безлюдна. И Штаты и Канада устроены одинаково. В обеих странах при том, что средний размер штата/провинции больше приличной европейской страны, есть несколько карликовых провинций на Атлантическом побережье. Там высаживались первые иммигранты сразу после Колумба. Так, самый старый город Америки Сент-Джонс, основанный в 1583 году, находится в Ньюфаундленде. Горячие испанцы предпочитали южные области материка, а вот французы, шотландцы, ирландцы и прочие викинги решили осваивать север. Первыми в Новую Шотландию пришли изгнанные из Франции гугеноты. Местность им так понравилась, что они назвали ее Акадией. Как-то это слово связано с райскими кущами. Потомки приморских французов говорят на околофранцузком языке и называют себя Acadians - акадиане. Буквально через десять лет в Новой Шотландии высадились англичане, точнее, шотландцы в юбках-килтах. В 17 веке подданные Ее Величества были очень активны. Французов били везде, где только их находили. Война продолжалась примерно 50 лет. Французы привлекли на свою сторону индейцев, но это им не помогло. Квебек они на некоторое время сохранили, а вот приморье потеряли. Памятники героям той войны с обеих сторон стоят рядом друг с другом. На памятнике героям-французам текст пояснительных табличек сначала на французском, потом на английском. На стоящем в трех метрах от него памятнике героям-англичанам, естественно, наоборот. Из подписей к памятникам не вполне понятно, с кем это воевали герои в одно и то же время в одном и том же месте. Толерантность, мать их... Но это все будет во второй части, так же как и еще одно поразительное явление природы - Магнитный холм в Монктоне. А сегодня мы потрюхаем по южному берегу Новой Шотландии от Галифакса до Дигби. Атлантическое побережье Канады очень бедное. Люди здесь живут за счет рыбы, лобстеров и летнего туризма. Туристов привлекает богатая нетронутая природа. Летом в эти места приходят киты и тюлени, у них здесь дача. Киты большие, до 15 метров, и они очень охотно позируют людям. Увидеть кита и не умереть - я бы так сформулировал свою маленькую мечту детства. Мечта так по сей день и не сбылась: мне эта затея перестала казаться интересной. Галифакс - сравнительно небольшой город, довольно чистый, центральная часть расположена на обрыве, который спускается к бухте. Симпатичные двухэтажные домики и аккуратные церквушки ничем не отличаются от общеканадских провинциальных построек. Наверху над обрывом находится Цитадель - небольшая крепость, как в "Капитанской дочке". Ее до сих пор охраняют бравые шотландцы в клетчатых юбках и мохнатых шапках. В полдень в небольшом дворике Цитадели происходит развод юбочного караула. Этого мы не видели, мы прилетели в три часа дня. Построенная по всем правилам фортификационного искусства в соответствии с теорией знаменитого военного стратега немца Вобана (кто помнит фильм "Петр Первый"? Симонов там после поражения под Нарвой кричит на немецких генералов: "Вобан, Вобан..." Оказывается, это реальная личность, инженер и фортификатор, признанный авторитет в 17-18 веке), Цитадель не имела возможности проверить теории автора на практике: никто и никогда ее не завоевывал, ни разу не стреляли ее пушки, никто никогда не сдирал с ее солдат юбки. Так она и существует как памятник и небольшой музей восковых фигур типичных обитателей Галифаксчины. Еще одно любопытное историческое место в Галифаксе - Причал № 21, к которому пришвартовывались суда с иммигрантами. Через бетонный сарай прошли 1,1 миллиона человек, и этот иммграционный пункт был закрыт всего несколько лет назад. Сейчас в нем музей. Максимальная нагрузка на док пришлась в годы перед войной и после нее. На набережной выставлены фотографии бесконечных толп измученных людей с фантастической надеждой на новую жизнь в глазах. Вообще говоря, это довольно трогательные кадры. В Галифаксе произошел самый большой наземный неядерный взрыв в истории человечества. Взорвалось сразу 2650 тонн взрывчатки - ТНТ, динамита и бензола. Я случайно видел исторический фильм-реконструкцию СВС на эту тему. Очень интересно. Произошло это в 1917 году, когда два судна столкнулись в гавани Галифакса, и одно из них везло взрывчатку из США во Францию. Взрыв вызвал локальное цунами. Дело было зимой, люди топили печки и светили керосиновыми лампами. Сначала несчастный город накрыла воздушная волна, потом водяная, потом он дотла сгорел. Все живое в радиусе около полутора километров от берега было уничтожено. Всего лишь три взрыва было сильнее галифакского, но они были либо подземными, либо контролируемыми. Урон от взрыва в Галифаксе сравним лишь с бомбардировкой Нагасаки. Такая вот печальная история.   А в тот день, когда мы гостили в Галифаксе, там проходил Атлантический джазовый фестиваль. Пропустить такое дело было невозможно, и мы запилились на очень любопытный концертик. Сначала выступал отличный молодой блюзмен местного разлива, на самом деле большой талант. К блюзам в Америке особое отношение, и эта культура достигла здесь очень серьезных высот. А потом на сцену вытащили 83-летнюю бабку из Чикаго, которая зажигала еще с Луисом Армстронгом и Дюком Эллингтоном лично. Я думаю, она была у них на подпевках. Бабка была разодета в яркие тряпки и напоминала древнего огромного попугая. В силу своих невероятных размеров ходить она уже не могла, но голос и энергетика остались при ней. Это было что-то с чем-то. Со своего стула бабец разводила оркестрик и вопила хриплым голосом в микрофон довольно неприличные тексты, которые публика встречала хохотом и свистом. К сожалению, фотографировать концерт было строжайше запрещено. Но смотреть на это представление было очень весело и забавно. По каким-то загадочным причинам ни одной фотографии в Галифаксе я не сделал. Почему так произошло, вспомнить сейчас не представляется возможным. Фотоаппарат был извлечен из мешка лишь на следующий день.Давнее путешествие по Атлантической КанадеВот стою на камне... Дай-ка брошусь в море. Что сулит судьба мне, Радость или горе? С детства любимые строчки Козьмы Пруткова. За мной Атлантический океан, до родного Петербурга где-то 8000 километров. Он прямо за спиной. Живописное местечко бухты имени Пегги под Галифаксом - первая остановка на маршруте.Давнее путешествие по Атлантической Канаде Никто не знает теперь, кто такая эта Пегги. На этом снимке точно не она. Пегги была не то женой моряка, не то маленькой девочкой, выжившей после кораблекрушения и выловленной в этой бухте. Сама бухта напоминает каменоломню. Берег довольно высокий, и океан ревет очень грозно даже в спокойную погоду. Шоссе к бухте идет через унылую тундру. Какие-то лишайники, болота и очень низкорослые елки посреди каменистого пейзажа. На самом деле Новая Шотландия едва ли не южнее Украины. Холод идет с океана. Самым жарким летом вода не прогревается выше 16 градусов, и этот холод замораживает климат.Давнее путешествие по Атлантической Канаде В 1998 году в пятнадцати километрах от маяка на Peggy's Cove в океан рухнул самолет компании SwissAir. Погибло 266 человек. Нашли и причину: пожар на борту возник в салоне первого класса от некачественного присоединения проводов игровой приставки. Трудно представить себе что-либо более нелепое. По следам той катастрофы на берегу был создан мемориал. Эту историю я описал подробно в отдельном репортаже.Давнее путешествие по Атлантической Канаде Эта фотография передает и природу тех мест. Елка на переднем плане вполне взрослая, и больше она уже не вырастет. Типичная тундра. Тем удивительнее была смена ландшафта, когда мы поехали по изрезанному берегу, куда холодные течения уже не доходят. Сразу сделалось очень тепло. Следующий снимок сделан километрах в двадцати и получасе езды от мемориала.Давнее путешествие по Атлантической Канаде Там удивительно живописная береговая линия. Она вся, конечно, роздана под дачи и коттеджи. Встречаются необычайно симпатичные деревеньки. Каждая деревня просто страшно гордится собой. Там будет обязательно музей, туристический центр и памятник павшим солдатам. Они не очень заботятся о том, чтобы каждой войне был свой памятник. Просто имена новых убитых уроженцев конкретной деревни дописываются вслед за уже выбитыми. Список может открываться англо-бурской войной или первой мировой. Потом идет, сами понимаете, вторая мировая, потом Корея, последние записи уже совсем недавние. Канадские солдаты и в настоящее время гибнут в Афганистане. Каждая деревня имеет свой очень мощный веб-сайт и туристический центр. Надо отметить, работа министерств по туризму в Атлантических провинциях выше всех похвал. Я, пожалуй, нигде больше с таким трепетным отношением к туристам не встречался. Давнее путешествие по Атлантической Канаде Фотография залива, сделанная в деревушке Chester.Давнее путешествие по Атлантической Канаде Еще одна деревушка по курсу, называется Mahone Bay. Эта церковь довольно известная, ее частенько печатают на сувенирных открытках и чашках. Следующие три фотографии не мои. Они взяты с городского сайта Люненбурга - единственного города Новой Шотландии, занесенного в список мирового наследия ЮНЕСКО. Такой заслуги город удостоился за отлично сохранившиеся деревянные дома. Между нами, я не вижу, чем эти деревянные дома более достойны звания мирового наследия, чем любой другой деревянный дом. Но ЮНЕСКО виднее.Давнее путешествие по Атлантической Канаде  Давнее путешествие по Атлантической КанадеДавнее путешествие по Атлантической Канаде Я совершенно не понимаю, почему сам не сделал ни одной фотографии из этого города. Просто неандерталец какой-то. При этом на главной площади Люненбурга как раз в момент нашего пребывания остановился очень необычный автопробег из Нью-Йорка, весь состоящий из легендарных машин Форд-Т выпуска 24-30 годов. Там были все варианты - кабриолеты, купе и даже семейный универсал. Сзади на козлах у машин болтались фирменные кофры. И только один тип извратился не по-детски и укрепил вместо кофра дизель-генератор, а в боковое окно вставил дешевый китайский кондиционер! Кондиционер в окошке смотрелся как неслыханное оскорбление стиля. Но остальные автомобили выглядели так, как будто только что сошли с конвейера. Особенно сильное впечатление произвели почти велосипедные шины и колеса со спицами.   После Люненбурга я подумал, что мы видели уже все на южном побережье и пора сворачивать на север к Fundy Bay.Давнее путешествие по Атлантической Канаде Залив Аннаполис- первая точка на северном берегу - длинный узкий тупик, отделенный каменистой грядой от основного залива Фанди. В этом месте приливы уже ого-го какие. По такому поводу в городке Аннаполис Ройал в самом хвосте залива стоит настоящая работающая приливная электростанция. Внутри совершенно безлюдно. Станция функционирует в автоматическом режиме. Можно зайти с улицы, пожалуйста, двери открыты. Машинный зал, конечно, заперт, но на плотину можно подняться. По дороге красочные плакаты объясняют принцип действия ПЭС и радостно информируют, сколько экологически чистой энергии добыто за время работы. Машинка проста, как грабли: прилив закидывает воду в верхнее водохранилище, там она задерживается до отлива, а потом сливается через турбины. К сожалению, энергия не такая уж экологическая. Из-за задержки с прокачкой воды залив заболачивается, особенно участок, расположенный за плотиной. Есть еще какие-то соображения, не позволяющие строить эти электростанции в более массовом порядке. Это помимо очевидного факта, что станция производит электричество не тогда, когда надо, а в нижней точке отлива, то есть 4-5 часов в сутки и каждый день в другое время. В 1604 году в Аннаполисе был заложен первый французский форт и поселение. Всего через 9 лет, в 1613 пришли англичане и все пожгли. Бои за форт продолжались до 1649 года, потом все постепенно стихло. Сейчас, как водится, на территории крепости стоят памятники защищавшим и нападавшим.  Любопытно, что, если южное побережье полуострова населено хотя бы дачниками, то побережье северное тихо и безлюдно. Возможно, в хорошую погоду оно могло бы выглядеть привлекательнее. Но у меня на фотографиях и видеопленке остались какие-то элегические осенние пейзажи, тянущие на тоскливые размышления о вечности и покое. Хотя дело происходило в июле.Давнее путешествие по Атлантической Канаде Снимок сделан по дороге в Port Royal, где усилиями энтузиастов произведена реконструкция французского поселения начала 17 века. Вначале это была частная инициатива, впоследствии ею заинтересовались власти провинции. Ну, наша деревня под Новгородом не в пример богаче и интереснее, но все-таки я с удовольствием походил в деревянных башмаках сабо и повалялся на медвежьей шкуре (все экспонаты можно трогать и ощупывать).Давнее путешествие по Атлантической Канаде Англичане разрушили Порт Ройал дотла, даже фундаменты не сохранились. На этом снимке, утащенном с Википедии, воссозданная реплика той деревни. Все-таки, первое поселение европейцев на побережье. Внутри в домиках сидят, а по двору ходят люди в старинных французских одеждах - ну, таких, как их сейчас представляют. Обувка деревянная, тряпки домотканные. Естественно, работает кузница, кто-то прядет шерсть на древней прялке, кто-то плетет корзины, которые тут же можно купить - все как во всех прочих подобных местах. Из Аннаполиса мы перебрались в близлежащий город Digby – центр канадской добычи кламов (clams) и скаллопов (scallops). По-русски последние называются "морские гребешки", а вот как перевести первое слово, я не знаю. Наверно, никак. Этих съедобных моллюсков в мире много разных типов. Кламы Дигби – это крошечные желеобразные капельки из маленьких раковин, которые запекаются в кляре или идут на суп, а скаллопы – центральные части в виде цилиндриков белого мяса диаметром около сантиметра, извлеченные из ажурных раковин, похожих на те, из которых добывают жемчуг. Плохо приготовленные, скаллопы напоминают пересоленую автомобильную покрышку, но если их сделать по уму, то это страшный деликатес. Канадская разновидность этих существ водится только в Дигби и рядом с ним, что и делает эту провинциальную дыру в некотором смысле центром вселенной. Конечно, там шикарные рыбные рестораны. Гурманы организовывают в Дигби специальные туры полакомиться свежими кламами. И мы там были. Вкусно. От Дигби в залив Фанди на 50 километров уходит узкая полоска земли, которая называется коса Дигби. На самом деле это вытянутые острова шириной от ста метров до двух километров, между которыми ходят небольшие паромы. Вокруг островов жируют киты, как бы цель и кульминация маршрута. Немногочисленные жители косы работают три месяца в году, когда турист приезжает смотреть кита. Путешествие за китом происходит на крошечных посудинках и продолжается три часа. Кит гарантирован, или хозяин возвращает половину стоимости билета. Конечно, что еще назвать китом. Никто не обещает пятнадцатиметровую серую зверюгу каждому, хотя они вроде бы очень нередки. Но мелочь типа 2-5 метров размером попадется наверняка. Реклама кита с очень впечатляющими фотографиями развешана в Дигби и окрестностях повсюду, включая общественные туалеты. Однако нам страшно не повезло. С утра продолжался дождь, а потом опустился туман. По шоссе видимость была еще так себе, а вот у берега дальше 20 метров было уже ничего не видно. Киты ушли в отпуск. Ничего не вышло.Давнее путешествие по Атлантической Канаде Знаменитый камень Balancing Rock на косе Дигби. Подобная фотография включена во все путеводители. Его братик валяется рядом с другой строны от смотровой площадки, расколовшись на множество обломков. Чтобы добраться до этого чуда, надо преодолеть 238 ступенек по отвесной лестнице. Вниз еще ничего, а вот наверх очень грустно.Давнее путешествие по Атлантической Канаде Невозможно передать унылое очарование этих мест. День плохой, и туристов немного. Мы были просто одни на этом берегу. Ржавый сундук на дальнем плане навевает мысли о кораблекрушении.Давнее путешествие по Атлантической Канаде Коса Дигби, как и вся окружающая местность, сформировалась 240-250 миллионов лет назад в результате жутких тектонических катаклизмов. Черт знает этих ученых, что они утверждают свои теории с такой безапелляционностью. Основной строительный материал здесь вулканический базальт. Мы находимся на крайней точке косы, которая называется Briar Island.Давнее путешествие по Атлантической Канаде Часа полтора мы покрутились по унылым грунтовым дорогам Briar Island. Там все довольно однообразно, особенно в тумане: едешь с километр, потом обрыв, внизу шумит океан. Снова садишься в машину, и до другого обрыва. Плотную пелену тумана разрывают крики маяков. Они переговариваются на разные голоса. Один кричит "ту-ту" плотным басом, другой через несколько секунд повизгивает музыкальненько "ти-та". И снова ватная тишина на фоне постоянного шума воды где-то внизу. Если серьезно, это очень романтичная обстановка. Честное слово. Я нисколько не жалею, что приперся в такую даль.Давнее путешествие по Атлантической Канаде Самое крупное поселение на конце косы называется город Фрипорт (Freeport). Американцы называют такие места “middle of nowhere”. Но это был не middle. Это был end of nowhere. Рыболовецкий колхоз имени Ленина на Белом море должен выглядеть очень похоже. И ни одного винно-водочного магазина! Что делают эти бедняги здесь зимой, я просто не представляю. Вот эта фотография сделана на окраине Фрипорта.Давнее путешествие по Атлантической Канаде А меж тем среди базальтовых скал цветут орхидеи и вот такие ирисы. Briar Island одновременно с прочими своими прелестями является канадским цветочным заповедником.   Делать на косе больше было нечего. С вечерним паромом мы перебрались на другой берег залива Фанди в провинцию Нью-Брансвик. < В Канаде два города с названием Сент-Джон. Чтобы их не путать, один пишется как Saint John, а второй как St.John's. Не сомневаюсь, что эта маленькая хитрость не очень помогает недотепам-путешественникам, вытряхивающимся наверняка хотя бы раз в неделю из самолетов в неправильном аэропорту. Но мы в наш Сент-Джон приплыли на пароме, так что перепутать не было никаких шансов. Город... вы знаете, я много видел разных городов мира. Сент-Джон один из самых депрессивных. Первое и самое сильное желание, возникающее после прогулки по центру - пойти и удавиться. К сожалению, как обычно, своих фотографий я не сделал, а фотографий в сети я не нашел. Проиллюстрировать впечатление нечем, вот в чем беда. Нет, там чисто. Нет, не развалины. И даже ходят конные фиакры для туристов. Да, есть туристы. И вовсе не наблюдается никакой разрухи. Я пока еще нигде в Канаде не видел разрухи. Дело не в разрухе. В 1877 году Сент-Джон сгорел дотла. Лишь одно здание уцелело. И весь город отстроили заново с нуля. Не знаю, какой умник взялся за дело, но, я бы сказал, до проектирования города он явно занимался строительством тюрем. Получилась тюрьма, только очень большая. Четырехэтажные однотипные дома из красного или коричневого кирпича угрюмо нависают над коридорами коротких прямых улиц. И там очень пусто. Ни людей, ни жизни, только голые кирпичные стены с небольшими прорезанными окошками. Городок в реальности находится в глубокой финансовой дыре. Когда-то это был порт - незамерзающий зимой дублер Монреаля. Из него грузы дальше везли по железной дороге. Потом в Мореаль прокопали обводный канал, да пустили ледоколы по реке Св. Лаврентия, и все, загнулся порт. Были мощные корабельные заводы, клепавшие военный флот Канады. Были, да сплыли. Больше 10 лет не размещались на них заказы. Зачем Канаде военный флот? С кем воевать-то? Сейчас вроде несколько канонерок заложили в связи с территориальными спорами в Арктике, но это, прямо скажем, такая белиберда. Короче, загнулась в Сент-Джоне промышленность. Люди уезжают. Это один из немногих городов в Канаде, для которого характерна депопуляция. Население сокращается примерно на 1% в год. 30 лет - 30 процентов. Только рыболовство процветает, и пивоварня еще есть большая известная. "Лосиная голова" называется.Давнее путешествие по Атлантической Канаде Вот я валяю дурака возле эмблемы этой пивоварни.Давнее путешествие по Атлантической Канаде Туристов в Сент-Джон заманивают оригинально. На сайте города написано буквально следующее: "Вы устали от жары? Вам надоело теплое море и жаркое солнце? Мы гарантируем, что в самый теплый день температура у нас не поднимется выше 22 градусов, и вы сможете провести время в комфортных климатических условиях. А еще у нас самые густые в мире туманы." Подтверждаю. Туманы густейшие. От 70 до 100 дней в году в Сент-Джоне с трудом можно что-либо разглядеть. Езда на машине - аттракцион. Может быть, при солнышке город смотрелся бы лучше? На официальном туристском сайте Сент-Джон выглядит очень ничего. И эта площадь тоже не безобразна. Однако у нас в памяти остались только сырые безлюдные улицы с красными бараками. Но есть в Сент-Джоне одно особенное местечко.Давнее путешествие по Атлантической Канаде  Это река Сент-Джон, как видите, довольно мощная. Мы стоим на крутом высоченном обрыве. В этом месте река резко поворачивает на 90 градусов. Перед поворотом глубина реки 65 метров, и после поворота около 30 метров, но на самом повороте стоит огромная подводная скала очень причудливого профиля, и глубина русла всего 5 метров. Вы видите кадр подводного водопада.  Течение настолько сильное, что даже очень мощный катер не может с ним справиться. Катание по водопаду на таком катере – особый понт и развлечение для туристов. Мощные лодки, набитые туристами, с натужным ревом изображают борьбу со стихией. Их крутит очень неслабо. Но это еще не все. Высота прилива в этом месте 12 метров. На двадцать минут два раза в день достаточно бурная река меняет направление своего течения, и тот же катер не может пройти порог в обратную сторону! Подводный водопад в этот момент возникает с другой стороны невидимой скалы, метрах в двухстах выше, и падает он в противоположном направлении! Этот феномен называется reversing falls. Я наблюдал его во всей красе. Нужно только вовремя приехать, чтобы всё увидеть.Давнее путешествие по Атлантической Канаде  Вот та же точка шестью часами позже. Камень в воде, который раньше был открыт, сейчас почти утонул, и вода вокруг него образовывает пену с ДРУГОЙ стороны. Течение очень мощное. Те же моторки с туристами теперь свободно проплывают над бывшими водоворотами, но зато с трудом, преодолевая волну, идут ВНИЗ по течению. Мощное обратное течение продолжается минут пятнадцать, потом река как будто закипает и останавливается вообще. Спустя еще несколько минут река побеждает океан и снова течет нормальным образом. Это очень захватывающее зрелище. Второй феномен, связанный с приливом, называется tidal bore – приливной вал. Я лично этого явления не видел, но много о нем читал, и видел последствия. Вообще, реки в провинции Нью-Брансвик – это глубокие грязные канавы, по дну которых течет ручеек. Два раза в день эти канавы заполняются до краев коричневой соленой жижей. В момент заливки вверх по течению реки со страшным грохотом идет волна высотой в два-три метра, причем эта волна в зависимости от рельефа распространяется на десятки километров, после чего этот природный унитаз весь сливается обратно. Очень любопытно.   Давнее путешествие по Атлантической Канаде  Нью-Брансвик – холмистая и красивая местность. Пока едешь по хайвею, светит солнышко, и жизнь кажется прекрасной. Вниз спускаешься как в преисподню. Мы находимся в национальном парке Фанди. Здесь наверху на плато тепло и хорошо. А белая туча под горой - это океанский туман. В тумане утонула рыбацкая деревушка Альма.Давнее путешествие по Атлантической Канаде Опа! Снимки разделяют примерно десять минут дороги. После Альмы я взял грунтовку на мыс Ярости. Название говорит само за себя. Температура воздуха около шести градусов, дует пронизывающий сырой ветер и непрерывно вопит стоящий на отвесной скале маяк, первый из построенных на побережье залива Фанди. Давнее путешествие по Атлантической Канаде В хорошую погоду-то там очень ничего. Люди скалолазают здесь, на каяках катаются, просто гуляют. Снимок взят с Википедии.Давнее путешествие по Атлантической Канаде  Ну, а нам достался вот такой вид. Я считаю, куда как оригинальнее.Давнее путешествие по Атлантической Канаде  Клод Моне. Неизвестная картина "Канадское болото". Публикуется впервые.Давнее путешествие по Атлантической Канаде  Смотрите – на фотографии солнце прямой наводкой. Здравствуй, солнышко! Как нам тебя здесь не хватает.  Дорога к мысу Ярости идет не все время вдоль берега. Иногда она забирается на горку, и туман остается внизу. Самое противное опять нырять в него через несколько метров. Но все когда-то кончается. Всего в нескольких километрах от этого туманища наступила хорошая погода.Давнее путешествие по Атлантической Канаде  Этот снимок сделан с довольно высокой точки. Видите коричневое пятно в левой части на горизонте? Это морское дно. Время отлива. Здесь все время приходится указывать на снимках, прилив или отлив. Равнина внизу – сплошное соленое болото. Как там только трава растет, не понимаю. В заключение сегоднящней серии покажу еще парочку не своих фотографий. Они взяты с туристического сайта про залив Фанди. Фотографии не врут, я видел все точно так же.Давнее путешествие по Атлантической Канаде  Лодки надо привязывать очень длинными цепями. Когда мы ехали по косе Дигби, был прелестный кадр: катерок валялся на боку, привязанный длиннющей цепью за колышек на берегу. Катерок был очень одинок и беззащитен, как будто бы хозяин кинул его, как старого пса. Вода ушла, а привязанный за цепь кораблик не смог последовать за ней в родную стихию. Как это грустно, и как жестоко со стороны хозяина так поступать с преданной железякой! А еще я представил себе, что бы было, если бы хозяин забыл в каюте кастрюлю с супом. С ухой из кламов. Вообще любопытно: уплыть и приплыть можно только когда стоит высокая вода, а не когда захочется. Бензобак должен закрываться герметично. Никаких вещей внутри оставлять нельзя. Стаканов, тарелок нельзя иметь на борту! Да что стаканов, бутылок тоже нельзя оставлять. А пить как? Господи, к чему только человек не приспосабливается.Давнее путешествие по Атлантической Канаде  А это причал рыбацких сейнеров. Здесь все серьезнее. Как-то они добиваются, чтобы кораблики не падали набок во время отлива. Кульминационная точка путешествия – национальный парк Hopewell Rocks, расположенный между городами Сент-Джон и Монктон. Скалы парка залиты водой два раза в день. Во время отлива люди ходят по океанскому дну, во время прилива катаются вокруг скал на лодке. Расписание высокой и низкой волны вывешено на сайте национального парка. Скорость прилива настолько большая, что от него не убежать. Поэтому гуляющих по дну людей загоняют наверх заблаговременно включающейся сиреной. В дальнем углу парка для тех, кто не успел добежать до основного входа, стоит на всякий случай резервная вышка. На ней можно спастись.Давнее путешествие по Атлантической Канаде ?Это вид сверху сквозь туман. Приливные волны высекли в скалах перетяжки, из-за чего все камни сделались похожи на гигантские рюмки. Их там много. Территория этого пляжа не так чтобы очень велика, и она ограничена. Геологический рельеф этого места уникален. По берегу еще кое-где стоят аналогичные фигуры (насколько я знаю, их называют по-русски "фигуры эрозии", не путать с эротикой, а что, тоже похоже), но в других местах они одиночные. Здесь же этих каменных троллей многие десятки. Конечно, человек дал многим скалам антропоморфные имена. Есть Слон, Динозавр, Теща, Арка Любви, Бриллиант, Медведь и так далее. Кстати, я ошибся. Слона уже нет. Завалился Слон совсем недавно набок и уже больше не встал. Всех их постигнет такая же злая участь, даже Тещу.Давнее путешествие по Атлантической КанадеДавнее путешествие по Атлантической Канаде  Ну, я уже извинялся за качество фотографий. Первые фотоснимки в жизни, что вы хотите. А день, к сожалению, опять туманный. Но на самом деле на этот раз туман придавал дополнительный колорит пейзажу.Давнее путешествие по Атлантической Канаде  Маленькая неприличная скала в центре картинки вызвала мой особый восторг. Я НЕ ЗНАЮ, как она называется. Темно-зеленая масса на камнях – это водоросли. Живые, конечно.Давнее путешествие по Атлантической Канаде  Между скал вода прокопала пещеры и проходы. Индейцы племени Микмак, населявшие эти берега, считали, что в скалы - это превратившиеся в камень души предков, которые попали в плен к китам. Киты в мифологии племен, населявших залив Фанди, играли существенную роль, участвуя в мифах на одном ментальном уровне с людьми. Зачем-то они захватили пленников, а, когда те попробовали бежать и даже добрались до берега как раз во время отлива, разозленные киты превратили их в камни. Сама приливная волна, оказывается, вызвана Китом. Это бог Микмаков захотел искупаться и велел Бобру построить плотину, огораживающую залив, чтобы наполнить себе ванну побольше. А Киту это не понравилось, он пробил плотину носом. Так и ходят волны через остатки плотины, отгораживающей залив Фанди от остального океана, взад-вперед по сей день.Давнее путешествие по Атлантической Канаде  О! Виден масштаб процесса. Вода наступает, берег отступает. На месте завалившихся Тещ стройными рядами встают новые. На желтых табличках надписи "Опасно, за заграждение не заходить". Меня особенно потешало, что половину времени их читают рыбы.Давнее путешествие по Атлантической Канаде  Эта скала - самое большое эстетическое чудо парка.Давнее путешествие по Атлантической КанадеДавнее путешествие по Атлантической КанадеДавнее путешествие по Атлантической КанадеДавнее путешествие по Атлантической Канаде  Эти два снимка - официальные визитные карточки провинции Нью-Брансвик. Они присутствуют на всех путеводителях. Следующее место must see называется Магнитный Холм в Монктоне. Третье по посещаемости место в Канаде, между прочим. Первое, конечно, Ниагарский водопад, что второе, я пока не знаю. Моих фотографий про Магнитный Холм нет, придется словами рассказывать. Да там и не сделать никаких фотографий. Есть видео, но аналоговое. Ссылку на цифровую запись дам ниже. Сочиняя этот текст, я сделал поиск и обнаружил, что магнитных холмов в мире довольно много. Есть парочка  заброшенных магнитных холмов под Торонто (оказывается!), есть известное место под Тбилиси, несколько штук исправно работают в Штатах. Но Монктоновское чудо самое эффектное и самое раскрученное. Внешне выглядит оно очень скучно.Давнее путешествие по Атлантической Канаде Не помню, где я нашел этот кадр. Наверно, как всегда, на Википедии. Суть такова. Заезжаешь на машине на вершину небольшого холма. Вниз идет асфальтовая дорога, обсаженная пыльными лопухами и какими-то чахлыми деревьями. Потом асфальт кончается, и начинается грунтовка с подъемом наверх. Пейзаж настолько гнусный и непривлекательный, что просто непонятно, что тут все делают. Кстати, за въезд на холм брали пять долларов с машины. Сейчас, небось, уже больше. А мы не знали, что нас там ждет. Анька прочитала в путеводителе, что этот холм - крутизна необычайная, и все. Я даже вначале расстроился, когда увидел этот пейзаж. Пожалел заплаченные пять долларов. Из машины вылезать не надо. Едешь вниз до грунтовки, встаешь на левую полосу. Ставишь передачу на нейтраль. Машина начинает разгоняться назад ВВЕРХ по склону, на приличной скорости влетает наверх на холм и останавливается. Чувствуешь себя идиотом. Задом подниматься эффектнее, но можно и развернуться, пожалуйста. В этом случае автомобиль точно так же С УСКОРЕНИЕМ забирается наверх по склону, сам тормозится у пропускного пункта и останавливается. Трогать педали не надо, он сам разгоняется, сам встает. Копперфильд отдыхает! Мы снова спустились вниз. Потом снова поднялись наверх. Потом снова спустились вниз. Снова поднялись наверх. Я спустился-поднялся пять раз! Потом я отъехал на грунтовку и стал наблюдать оттуда. Одна за другой машины спускаются вниз, к подножью холма, отпускают тор?
Все страны > Активный отдых > Авто-вело туризм > Давнее путешествие по Атлантической Канаде