Автопутешествие по Скандинавии (Москва-Финляндия-Швеция-Норвегия-Москва)
Пролог. Сейчас я уже и сам с трудом верю, что мы сумели сделать Это. «Это» - это автомобильное путешествие в три скандинавские страны. Вдвоём. За рулём был только я, так как Дашенька моя машину не водит, за то какой штурман!.. Давно я бредил идеей уехать из Москвы на машине куда-нибудь подальше, нежели моя родная Пенза. Сколько же лет я об этом думал, кумекал насколько это вообще осуществимо и посильно человеку моего возраста. Кумекания эти так и оставались только кумеканиями до тех пор, пока какой-то тумблер не перещёлкнул у меня в мозгу и я отчётливо не осознал, что ДА, всё в моих руках, почему бы не сделать этот вожделенный рывок с мёртвой точки «кумеканий» и не заняться темой подготовки глобального автомобильного путешествия всерьёз... Почему на машине? Есть туры, самолёты, - два часа и ты там-то, ещё два и ты ещё где-нибудь. Да ездил я в такие туры. Да, интересно, познавательно, но!.. Шаблонно, привязано к пунктам отправления и высадки, линии турпрограммы и целому автобусу опаздывающих, недовольных, молодых, старых, суетных и т. д. и т. п. Но и это не решающий аргумент в пользу путешествия на машине. А решающий аргумент заключается в том, что путешествуя на машине как нельзя лучше можно прочувствовать весь контраст жития-бытия народов, заоконных ланшафтов, климата, автопарка, дорог в конце концов. Даже в процессе преодоления длинных отрезков пути, ты непременно черпаешь впечатления от всего, что видишь; от общения с местным населением, наблюдения за укладами и устоями жизни в той или иной области, деревне или коммуне, поведением водителей на дороге и прочего... Даже 10-ти часовой переезд по обыденной трассе НЕ скучен, он интересен, особенно, если автомобиль достойный и функция круиз-контроля позволяет ехать без существенного напряга, а если уж по западным дорогам, так не напряг, а удовольствие, ей-Богу! Такая это романтика: прекрасная погода за окном (а когда едешь с таким настроем, с каким ехали мы - любая погода прекрасна), любимая музыка, сердце рвётся из груди от предвкушения грандиозных впечатлений!.. Это кафй, Кайф с большой буквы! А что в самолёте? Два-три часа облачного ковра, типичный терминал аеропорта, достопримечательность №1, №2, №3, свободное время, №4, терминал, самолёт, терминал, дом. Обзора ради покатит, но бестолково... Пора же наконец!... Созрел на «это» я тогда, когда взвесил свои возможности и вдруг понял, что зарплата мне позволяет делать хотя бы первые шаги для последующей реализации моей заветной задумки. Итак, куда?.. Норвегия, да, конечно Норвегия, ведь после автобусного тура по Скандинавии, в рамках которого мне удалось увидеть и этот Неземной уголок Земли, я понял, что я должен бывать там как можно чаще и никакая Турция с Египтом никогда не будет приоритетнее очередного посещения Норвегии. К тому же я так хотел показать Дашке это чудесное место, ведь сам бывал много где, но именно Норвегию, бесспорно, выделяю в качестве фаворита, страны, где побывать надо непременно! Ну и не только Норвегия: на пути же будет и страна тысячи озёр Финляндия и королевство Швеция тоже, между прочим, наикрасивейшее и наилюбопытнейшее место для посещения... Первоначально, планируя наш маршрут, мы с Дашоидом решили мыслить шире и договорились включить в наши планы также посещение Германии. Планировали после посещения Норвегии спуститься вниз по карте Европы и, посетив Германию, возвращаться через Польшу и Белоруссию. Но в дальнейшем маршрут наш экспромтом, в процессе самого путешествия, претерпел некие изменения, но об этом расскажу несколько позже дабы следовать логике и порядку изложения... Когда? Задумываться всерьёз о такой поездке, сравнимой по грандиозности разве что с планами Наполеона о мировом господстве, я начал где-то в сентябре 2007 года. Соответственно, разумный ответ на «когда?» - через годик где-нибудь, летом 2008-ого. Не рано, реалистично, но и не в суперотдалённом будущем, а вполне обозримом. Самое оно. Можно и загодя синхронизировать наши с Дашкой усилия по планированию отпусков, чтобы взять их в один и тот же период с минимальным риском возникновения накладок, и также накопить достаточно денег на реализацию такой комплексной поездки. Примерно, в общих чертах определившись с желанием реализовать наш план через год, я начал предпринимать вполне конкретные шаги. Первым из них было начало процесса накопления денег. Параллельно с ежемесячным откладыванием определённой части зарплаты, я начал задаваться вопросом: А на чём поедем? У папы есть Пежо 307, коим я в тот момент времени управлял по доверенности фактически процентах в 80% всего времени его использования. И не смотря на то, что я был основным эксплуататором Пыжика, папа вряд ли бы благословил меня на столь авантюрную поездку на его машине. Да и я сам не хотел бы морально быть автозависимым от папы... Плюс ко всему я уже давно задумывался о приобретении своего железного коня, полностью под свои нужды и ожидания. Очередной, на этот раз автомобильный тумблер щёлкнул у меня в мозгу и я загорелся сопутствующей автопутешественнической цели целью: приобрести собственную тачку! В скором времени выбор был сделан в пользу Honda CR-V III в кредит на 3 года и был продиктован: адекватно оцененными материальными возможностями; наличием у Хонды подключаемого полного привода на случай попадания в грязюку или снег, приличного клинерса (дорожного просвета), умного (мощного и в то же время экономичного) двигателя, просторного и трансформируемого под большой объём багажа багажника и прочих немаловажных опций; соответствием машины всем европейским требованиям (год выпуска, экологический стандарт двигателя, его объём и пр.). В ноябре 2007 в автосалоне встал очередь на данного «коня» с расчётом оседлать его в марте-мае 2008. Вот она, моя красавица! Часть II. Планирование, подготовка и томительное ожидание... II.1) Собственно маршрут. Никто из моих друзей и товарищей не имел опыта поездок на собственной машине куда-нибудь дальше, чем в Белоруссию или на Украину, поэтому всё, абсолютно всё я начал с нуля генерировать у себя в голове, прибегая к различным ресурсам Интернета для получения всей необходимой информации. Благо на работе в достатке было интернета и относительно свободного времени, чтобы можно было вплотную заниматься планированием нашей поездки. Итак, я начал первые регулярные заходы на Google Maps (если кто не знает, это средство поиска любых уголков нашей Планеты на картах с картинками со спутников, прокладки маршрутов, поиска тех или иных предприятий-организаций в привязке к местности на карте и тому подобного). План первый: выехать из Москвы утром, а вечером быть покусанными финскими комарам.. Планирование пути заезда в Финляндию, - первую страну на пути нашего следования в Норвегию, не требовало никаких изысков и даже моя бабушка, уверен, сходу бы выдала единственный верный вариант: через Санкт-Петербург, а затем Выборг; трасса М10 - Москва-финская граница (также называется "Скандинавия"). Что же касалось выбора конкретного КПП, через который можно въезжать на территорию Suomi (Финляндии по-нашему), то исходя из подавляющего большинства отзывов товарищей-путешественников на просторах интернета, выбор был сделан в пользу наиболее популярного КПП «Торфяновка». Первое, что пригодится любому, кто хочет ехать на машине куда-либо через Финляндию или же в неё саму, это сайт: www.to-finland.ru. Всё: необходимый комплект документов, правила ПДД Финляндии, особенности тамошнего дорожного движения, принцип работы парковок и их оплаты, цены на бензин и куча других полезных материалов есть на этом сайте. Не считаю нужным заострять в данном рассказе внимания на каких-то техническо-бюрократических нюансах пересечения Российско-Финской границы, поэтому очень рекомендую вышеупомянутый сайт. Трезво оценивая свои потенциальные силы (вот так игра слов!), я знал, что выехав где-то рано утром к вечеру мы достигнем границы, а уже достигнув, в зависимости от обстоятельств, заночевать либо до пересечения границы либо после. После заезда в Финляндию я планировал одним махом долететь до Хельсинки, благо от Торфяновки езды всего ничего - около 250 км с ограничением по скорости 120 км/ч. Но это уже после ночёвки, так что первый планируемый день путешествия должен был состоять из отрезка Москва - Санкт-Петербург - Торфяновка (граница). План второй: «горя-чч-ие финские паа-рнии». На второй день по моему замыслыу мы должны были в районе полудня быть в Хельсинки, потусоваться там один день и на следующий вечер погрузиться на паром и отчалить в Стокгольм. В Хельсинки я уже бывал однажды и посему с полной уверенностью заявляю: одного полного дня заглаза хватит, чтобы облазить город вдоль и поперёк да так, чтоб ещё и надоесть успело! План третий: Королевство Sverige, г. Стокгольм. Планировалось на утро 4-ого дня прибыть вмеру трезвымы (после парома, хы-хы) в столицу ихней родины - Стокгольм, где и пообитать денька 3. Я посчитал, что 3 дня вполне достаточно, чтобы я успел и свои впечатления обновить, ведь бывал там уже дважды, и Дашульке провести комплексную экскурсию по основным Стокгольмским достопримечательностям. А их там ой как немало! Всё, абсолютно всё, не утаив ни слова, будет описано в следующих главах, терпение, господа. Рекомендую хороший ресурс - путеводитель по Швеции и Стокгольму План четвёртый: с отвисшими от тамошних красот челюстями въезд в Норвегию. На утро 7-ого дня со дня отъезда из Москвы и на 4-ое утро пребывания в Швеции, я запланировал выезд в сторону Норвегии с задумкой пересечь границу и добраться до хостела в районе коммуны (по-нашему что-то типа муниципалитета) Nore og Uvdal. Вообще, основным городом Норвегии, где мы планировали провести побольше времени, должен был стать город Odda (Одда). Почему Одда? Да просто где-то в интернете я набрёл на отзыв людей, имевших опыт автопоездки в Норвегию, в котором они делились опытом собственного планирования поездки в Норвегию с перебором множества альтернативных маршрутов и пунктов основного назначения. В итоге они в качестве такого пункта выбрали г. Одду, т. к. именно поблизости к нему располагается: 3-ий по величине в Норвегии наикрасивейший ледник Buer великолепный водопад Латефос (Latefoss) Сам же город имеет очень интересное и туристозаманчивое расположение - в изголовье фьорда EidfjordФото позаимствовано с сайта www.nyeodda.com А дорога до Одды (если ехать трассой №40, потом 7№ с востока Норвегии на запад) сама по себе тоже необычайной красоты. Но и это ещё не всё. По пути следования данной трассой расположен, по некоторым сведениям, самый высокий в Норвегии водопад Ворингфоссен  … Продолжение «ЧАСТЬ II. Планирование, подготовка и томительное ожидание…» Итак, заночевав в районе Nore og Uvdal, мы как-раз и задумали к обеду следующего дня добраться до заветной Одды. По приезду в Одду было запланировано провести там дня 3-4 (сейчас уже не вспомню, сколько точно на этапе первоначального планирования я отводил этому городу времени в нашем распорядке). Насладившись всеми тамошними красотами, мы собирались следовать в город на юге Норвегии Кристиансанд. Прекрасный ресурс для путешествующих по Норвегии — www.visitnorway.com! План пятый: знакомство с Кристиансандом в режиме «на бегу» и... … вечером же того дня (дня прибытия в Кристиансанд), погрузиться на паром и отчалить в сторону Королевства Датского. План шестой: через Данию транзитом... После 2-ух с небольшим часов следования парома из норвежского Кристиансанда в датский Хирстхалс мы должны были без остановок «перепрыгнуть» небольшую Данию с севера на юг одним махом и к ночи (часам к 2) достичь немецкого города Киль. План шестой: ночёвка в Киле, путь до Кёльна. Переночевав в Киле, по плану мы хотели с утречка выдвинуться в Кёльн, где и провести оставшуюся половину дня приезда и следующий день целиком. За это время мы вполне себе слазили бы на коллонаду кёльнского собора, прогулялись бы по берегу Рейна, а на следующее утро (день 10 иль 11-ый) наш танк «CR-V» взял бы курс на Берлин! Проведя там двое суток с момента приезда, экипаж танка должен был начать своё долгое триумфальное шествие транзитом через Польшу и Белоруссию в сторону дома. План седьмой: «прыжок» через Польшу, ночь в Белоруссии. Тут, я думаю, комментарии излишни… Добавлю только то, что выехав рано утром из Берлина, по моим расчетам, это было вполне реалистично пересечь с запада на восток Польшу, далее границу с Белоруссией, а въехав в последнюю поздно вечером, там заночевать (день 13 или 14-ый). План восьмой: едрёный корень, снова МКАД, пробки, — Дом родной!!! Да-да, собрав в кулак волю и остатки сил, день на 15-ый или 16-ый надо было-таки привезти, наконец, домой гигабайты фотографий, кучу трофейных сувениров, килограмм 10 нестиранной одежды и вековые, незабываемые впечатления! Показания одометра на приборной доске по моим расчетам должны были составить в итоге порядка 5500-6500 километров. Вот такой вот был наш «недушный» план! Ну как? Ага, сам сомневался, что мы это сможем сделать. Какой там, ведь дальше Пензы своей, повторюсь, не ездил. А тут 6000 км, да по Европе, ха-ха-ха. Но решил, Я БУДУ К ЭТОМУ ИДТИ, пусть и не получится, но я сделаю всё, чтобы получилось, а там посмотрим… II.2) Подготовка. Готовиться к такому вот глобальному мероприятию начал я со сбора информации. Нужно было поэтапно закрывать все пункты в огромном списке вопросов ради которых, вероятно, вы и читаете эти мои опусы. Как мыслил я... А. Тачка? Допустим, есть. Б. Визы? И… С первого взгляда, никаких мыслей. Что, прийти в посольство (сразу же возникает вопрос: какой страны?) и сказать: «Здрасти, дяденька консул, вот мой загранничек, а не вклеите ли Вы туда бумажечку, чтобы нас пропускали везде, сроком действия дней на 20?!»? Думаю, надо с чего-то начать. Нарыл в интернете телефон финского посольства в Москве [8 (495) 787 4174] и позвонил туда, преследуя цель хоть как-то, в первом приближении, подступиться к теме получения виз. Мне в посольстве всё хорошо разъяснили. Вот основные выкладки, которые нужно знать туристам, собирающимся самостоятельно путешествовать по нескольким европейским странам: 1. Для въезда в Шенген нужна виза: либо туристическая, либо частная (по приглашению; бизнес-визу я рассматривать не буду, мы ж не бизнесмены, :-) 2. Туристическую визу нужно получать для той страны (члена Шенгенского соглашения, разумеестся), в которой будет проведено большее количество дней; 2.1. Для получения туристической визы в посольство необходимо предоставить план собственного маршрута, но не просто предоставить, а также подтвердить оплату всех гостиниц на всём пути маршрута. Данный пункт — это жесть, так как в автопутешествии, и ежу понятно, очень большая вероятность, что что-то может пойти не так (поломка машины, застрявание в пробки и т. д. и т. п.). Ведь если загодя проплать все гостиницы, а потом в процессе уже самого путешествия, не дай Бог, попасть в какую-то передрягу, всё пойдёт наперекосяк. Мой излюбленный пример-иллюстрация всей неприятности вышеупомянутого пункта — это опоздание по той или иной причине на паром. Представьте себе, вы опоздали на самый поздний паром из-за проколовшегося колеса и он ушёл без вас. В таком случае вы вынуждены будете покупать билеты на паром на следующий день, т. к. это не такси и плавает он согласно расписанию. А на следующий день у вас, предположим, забронирована гостиница, а ещё на следующий — уже другая и в другом городе или даже стране и т. д… Таким образом, опоздание на паром повлечёт за собой смещение всего графика поездки на один день вперёд, а это обернётся вам дублированием запланированных вами и без того не маленьких расходов. Вывод из приведённого мною примера таков: для такой поездки, которую проделали мы, пункт 2.1 неприемлем. По крайней мере, если подходить к делу со всей ответственностью, а не рассчитывать на «авось» или благосклонность туристических Богов! 3. Частную визу получают по приглашению резидента страны — члена Шенгенского соглашения. Соответственно, ваша официальная цель — поездка в страну приглашающего. При этом, въезжая в Шенген через ту же Финляндию такой вариант вполне приемлен. На границе вы будете спрошены импортным пограничником о цели вашей поездки; ответ: «к друзьям в Голландию». Ведь могут же люди захотеть поехать на машине хоть в Португалию? При этом должны же они как-то въехать на территорию Шенгена! Так что нет такого, например, правила, по которому вы не могли бы на машине въезжать через какую-либо страну Шенгенского соглашения, при этом следуя в совершенно иную. Пункт 3 является для автопутешественника самым что ни наесть оптимальным. В нашем случае мы попросили наших друзей из Голландии сделать нам приглашения «с… по ...» и мы беспрепятственно «поехали в Голландию» ;-) В. Проживание? К рассмотрению данного вопроса стоит подходить исходя из размеров собственного кошелька. Поскольку я не был (да и сейчас тоже) обременён ношей тяжелейшего портмоне (по московским меркам), то сразу же начал склоняться в сторону бюджетного проживания. Рассматривал два варианта: в вагончиках кэмпингов либо же в хостелах. Сравнивал, выбирал. Кстати, пользовался я вот этими ресурсами: 1) Международный портал поиска и бронирования хостелов www.hihostels.com;2) Порталы Финляндии, Швеции и Норвегии по поиску и бронированию, соответственно, кэмпинговых домиков/вагончиков (www.camping.fi, www.camping.se, www.camping.no). В результате, после сравнения удобства расположения, комфортности предлагаемых номеров и цен, мы с Дашей совместно сделали выбор в пользу хостелов. Хостел — это типа отеля, только без обслуживания, наличия постельных принадлежностей (их можно арендовать за дополнительную плату) и с общим туалетом/душем. Да, для русского человека последнее звучит просто ужасающе, т. к. мы привыкли за отнюдь не низкую цену получать такое Г., что аж слов нет. В частности, у нас был подобный опыт, когда мы останавливались за 2000 рублей в «гостинице» «Ока» (даже не мотеле, блин) Нижнего Новгорода в 2007-ом году. Можно я не буду рассказывать эти ужасы?.. Но, оказавшись хоть на 1 метр по ту сторону Российско-Европейской границе, вы, безусловно, попадаете в иное измерение и, поверьте мне, зачастую тамошний хостел — это трёхзвёздочный отель в России. Хостелы, выбранные в привязке к детальному маршруту (см. пункт «З»), я бронировал заранее. Процесс бронирования с помощью пластиковой карточки не составляет никакого труда и происходит не отходя от компьютера, за то как удобно! Приезжаешь в конкретный хостел, называешь номер брони или фамилию свою, доплачиваешь недостающую сумму и порядок! 100%-ая уверенность где и когда будешь проживать! Интерфейс же сайта Hihostels для человека, более или менее продвинутого в использовании интернета, более чем дружелюбный. Он предоставляет кучу полезных возможностей, таких как поиск хостела на карте конкретной страны, просмотр отзывов по различным критериям (комфорт, цена, дружелюбность персонала и пр.) постояльцев, фотографии и даже GPS-координаты каждого хостела для удобства его нахождения на карте своей GPS-системы. Перейдём к следующему вопросу… Г. Провоз машины? Необходимые предпосылки и документы. На упомянутом в Части I моего повествования сайте www.to-finland.ru по данному вопросу есть ну просто ВСЯ необходимая информация, так что освобожу себя от необходимости копировать все подробности у себя… Д. Особенности вождения за границей, требования к автомобилю? ПДД и особенности вождения в Финляндии — см. предыдущий пункт; для Швеции, для Норвегии. Для Дании, Германии и Польши искал в Гугле, так что не помню сейчас ссылок на ресурсы по ПДД, но по запросу «правила дорожного движения в Германии», например, вы без труда найдёте интересующую информацию. На самом деле, понимая как ездят в первых 3-ёх странах, в остальные можно ехать и не запариваясь над изучением их ПДД, так как особенных тонкостей там нет. Е. Необходимая для путешествия техника? Техническая оснастка архи важна для таких глобальных путешествий как наше. 1. Первое и самое необходимое — GPS-навигация. Мы, например, ездили с ноутбуком, на котором я установил специальную (для ноутбуков) версию навигационной программы iGo, и который ловил вражеские GPS-сигналы (скорее бы ГЛОНАСС :-)) посредством внешнего GPS-приёмника Holux GPSlim240, подаренным мне моей милой Дашенькой ещё за долго до поездки, но уже с заделом на неё! Естественно, озаботьтесь закачкой самых последних, свежих карт тех стран, по которым собираетесь колесить. 2. Если вы, как и мы, едите с ноутбуком, а не с собственно GPS-навигатором (Garmin и тому подобные), то необходимо, конечно, обзавестись таким полезным зверем, как автомобильный преобразователь напряжения (инвертор). Он позволит вам иметь в машине розетку 220V как дома. Мой инвертор был на 150 Ватт, но, как выяснилось в последствии, нужно было бы брать на 300. Объясню. Мой ноутбук (а именно под него я и покупал инвертор) имел номинальное потребление в 150 Ватт, т. е., как говориться, тютелька в тютельку (секс лилипутов, ха-ха-ха). Из-за постоянной работы «на пределе возможности» инвертор сильно грелся, что вызывало у нас с Дашкой опасение, как бы ни загорелся. Из-за этого нам приходилось его периодически отключать, дабы он подостыл. Как объяснил мне потом лучший инженер всех времён и народов (без сарказма) Медведев В. С., — мой дедушка, у прибора, по-хорошему, всегда должен быть запас мощности, так что в следующий раз для подобных целей я возьму инвертор с мощностью не меньше 300 Ватт. А в этот раз я сэкономил и в очередной раз убедился в справедливости поговорки «Скупой платит дважды», а в моём случае «… платит дважды в 4-ой степени»… Об этой грустной истории вы узнаете совсем-совсем не скоро, а ближе к концу моего повествования! Итак, далее по делу… Я заранее «забил» в iGo на карты стран, пролегающих на нашем пути, все наиболее важные точки: паромные причалы, хостелы, достопримечательности. Таким образом, у меня была база всех особенно важных пунктов, которые мне в процессе езды по загранице оставалось лишь выбирать в качестве «конечной точки маршрута», не парясь с поиском их на месте и не тратя, тем самым, уйму бесценного времени. Как показал опыт, во время путешествия эта моя предусмотрительность и скрупулёзность очень, ну ОЧЕНЬ сильно облегчила нам жизнь! 3. Ну про фотоаппарат, я думаю, писать нет необходимости? А так, вроде бы это всё, по крайней мере, из того, что необходимо в первую очередь. Ж. Паромы? Покупал я билет на паром Хельсинки — Стокгольм у официального представителя паромной компании Viking Line (проверить) нашей русской компании Viking Travel. Есть ещё и паромная компания Silja Line (проверить), тоже имеющая сообщение Хельсинки — Стокгольм, но Викинги оказались подешевле. В принципе, народ ещё плавает в Стокгольм через финский город Турку, -древнюю столицу Финляндии, известную своим аквапарком. Признаться, в Турку я не был и не очень хотел туда попасть, поэтому мы решили плыть из Хельсинки, но, если у вас есть желание, то через Турку плыть в Стокгольм — абсолютно эквивалентный вариант. Только вот езды от границы до Турку где-то в 3 раза больше. Рассчитывайте правильно свой маршрут! Примечание. При путешествии летом билеты на паром надо покупать загодя, за месяц минимум, лучше за 2, ведь лето, особенно конец июля — пик туристического сезона и можно просто «пролететь» с билетом на желаемую дату, если не позаботитесь о покупке заранее. Правильный для путешествующих на машине туристов тип билета на паром — это Автопакет. Он дешевле, особенно если едут 4 человека, т. к. он подразумевает машиноместо на машинной палубе парома, а также 4-ёх местную каюту выбранного класса (см. сайты паромных компаний). При этом будь в машине 1 человек или 4, цена автопакета фиксированная! Мы ехали вдвоём и 2 верхние полки (каюта похожа на купе нашего советского вагона) были подняты и необитаемы. Билет на паром Кристиансанд — Хирстхалс мы решили покупать на месте, т. к. этот паром не столько туристический, сколько регулярный, поэтому, по моим соображениям, проблем с билетами на него не должно было быть. Паромная компания — Color Line. Но тут, хоть паром и идёт всего 2 часа, цены уже другие, не Финские. Это же Нор-ве-гия! З. Конкретно когда и куда едем-то? Решили с Дашкой взять отпуска вместе в одно и то же время (а как иначе?). Путём согласований пришли к дате старта 24.07.2008, четверг (на следующий день — день смерти Высоцкого В. С.; так я и не сходил традиционно на Ваганьковское кладбище). Ориентировочная дата возвращения 09.08.2008. Итого: 17 дней. И. Детальный план поездки? После привязки запланированного маршрута (см. пункт II.1) к конкретным датам получалась следующая картина: 24.07.2008 — выезд с утра, целый день в пути до границы, ночёвка на границе в мотеле Медведь (*); 25.07.2008 — рано утром пересечение границы, во второй половине дня прибытие в Хельсинки, размещение в хостеле, прогулки по городу; 26.07.2008 — до 15:30 свободное время в Хельсинки (ох как не люблю я выражение «свободное время», навивает от него турпрограммами), в 15:30 посадка на паром Хельсинки — Стокгольм. В 17:00 отплытие; 27.07.2008 — в 9:30 прибытие в Стокгольм, за тем едем в хостел под названием Majorskan в подстокгольмском городке Jakobsberg (Якобсберг), время в Стокгольме; 27.07.2008 — вечер 29.07.2008 — дофига времени на Стокгольм; 30.07.2008 — рано утром выезд в сторону Норвегии, хостелавозле городка Nore og Uvdal, свободное время, ночёвка там (*)… 31.07.2008 - утречком выезд из Nore og Uvdal, чуть позже полудня - приезд в г. Одда,  точнее Lofthus. Это очень близко от Одды, и именно там я забронировал отличный хостел . 01.08.2008 - 02.08.2008 - время в Одде (она же Лофтхус), подъём на ледник, посещение «Языка Тролля» (Trolltunga), купание во фьорде, исследование города и тому подобное;  Язык Тролля 03.08.2008 - выезд утром в Кристиансанд. Вечером (в районе 19:00) погрузка на паром до Хирстхалса. За тем транзитом через королевство Датское (без остановок) проедем до Федеративной Республики Германии, где и заночуем в районе г. Киль. (*) На этом этапе никакой хостел я не бронировал, потому что, во-первых, мы с Дашей сразу оговорили, что, вероятно, мы экспромтом изменим наши планы относительно посещения Германии и возврата через Польшу с Белоруссией. Во-вторых же, Германия мне очень знакома (бывал там много-много раз) и опасений по-поводу отсутствия какой-либо ночлежки в столь нетуристическом городе у меня не было. 04.08.2008 - 05.08.2008 - приезд и остановка в Кёльне, где так же был заранее подыскан, но не забронирован подходящий хостел; любование Кёльнскими красотами и т. п.; 06.08.2008-08.08.2008 - короткий путь до Берлина и, собственно, три дня там; 09.08.2008 - ранним утром, собрав все силы, перемахнуть Польшу, добраться до Белоруссии, где и заночевать (так же походу дела найдя где) (*); 10.08.2008 - финальный марш-бросок до России, до дома родного (*). Как-то вот так... Относительно укрупнённого плана, изложенного ранее, день 10.08.2008 мы, всё же, включили в наши планы, т. к. времени катастрофически не хватало, и лишний денёк был бы нужен как вода в пустыне! Хотя до этого решили вернуться 9-ого дабы отдохнуть денёк перед выходом на работу. Что такое звёздочки в скобочках, - (*)? А это пометочки тех дней в плане нашего гранд-путешествия, которые запланированы как исключительно дни в пути, по сути, как «технические»: в туристическом плане - потерянные дни. Звёздочек всего, как можно видеть, 5. В другие же дни перегоны не столь значительные. Итого, из 17-ти дней поездки 5 должны были стать «техническими». На этот счёт Дашка, конечно, изначально имела некоторые нарекания, но, всё же пришлось согласиться, ибо иначе никак... Иначе в Турцию бухать!.. Детальный план маршрута родили, что дальше? А. Форс-мажоры?  (мдаа... они-то у нас были... в достатке!). 1.      На случай форс-мажорных ситуаций я через сайты консульств России во всех странах, где мы должны были быть, узнал номера телефонов этих консульств. Сохранил их себе на ноутбуке, дал родителям. Мало ли что произойдёт? Контактные данные консульств крайне необходимы, там должны (по крайней мере, теоретически) помочь своим гражданам, попавшим в беду. 2.      Также для обеспечения нас дешёвой сотовой связью (роуминг вышел бы дороже чугунного моста) я загодя купил туристическую сим-карту , которая и помогла нам как просто недорого общаться с родными в течение всей нашей мегапоездки, так и разруливать наш легендарный форс-мажор (о котором будут написано гораздо позднее)... Сотовых самих по себе должно быть 2-3, а то вдруг сломается (утопишь, сожжёшь и т. п.) один, второй?.. 3.      Деньги! Нужно, чтобы деньги были частично наличные, частично на карточке. Те, что на карточке, желательно, чтобы были на 2-х карточках, например, VISA и Master Card, на случай если та или иная не принимается по каким-то причинам. А те, что наличные, лучше не носить одному участнику «экспедиции», а разделить, мало ли что (украдут, потеряешь, порвёшь, одним словом, лишишься)! 4.      Запаска, лебёдка и прочие важности в багажнике - это «Отче Наш». Плюс ко всему  я ещё купил все необходимые лампочки для машины (ближний, дальний свет, габариты и поворотники) на случай, если что-то из этого перегорит, а придётся ехать ночью! Пытаясь вспомнить сейчас всё до мелочей, навскидку могу сказать, что, вроде бы это все пункты, над которыми я особенно запаривался перед поездкой... Б. Прибамбасы? А то! Куда же без них? Из тех основных, что мы брали с собой: 1.      MP3-плеер IPOD с 30-тью гигабайтами музіки на нём, благо у меня в машине есть разьём AUX - 3.5 мм (стандартный разъём обычных наушников) для подключения любого аудиоустройства к аудиосистеме автомобиля. Я купил специальный провод с «мини-джеками» (это, собственно, то, что пихаете в разьём плеера, подключая наушники) на его обоих концах, обрекая тем самым, мой IPOD на многочасовую работу на нас в качестве источника музыки на любой вкус (а вкусы у нас с Дашей зачастую рознятся). Ох, сколько же мы по этому поводу бодались, решая, что и когда будет играть на протяжении сотен и сотен километров! 2.      Электрический чайник! А как же без него? Как еще кипятить воду для приготовления «мгновенных» кашек, доширака, чая в конце-концов. Ведь жить-то будем не в Hotel'ях, а в Hostel'ах. Маааленькая разница в 1-ой букве, но болшааая разница в цене вопроса. Посему, Чайник чуть ли не главный конкурент Машине по важности наличия обоих в такой поездке! :-D 3.      Опять же, т. к. хостелы, а не отели - кухонная утварь: ложки, вилки, стаканы, тарелки... 4.      Всё по той же причине: постельное бельё, полотенца, шампуни, мыла и тому подобное... 5.      Из съедобного: каши, дошираки, Finn Crisp'ы (сухари), конфетки (баловаться в дороге). Если кто курит, то СИГАРЕТЫ по-любому с собой брать, иначе разоритесь там! То же самое с алкоголем, лишь бы не сверхнормы, чтобы не было проблем на границе. 6.      Солнцезащитные очки (для водителя в первую очередь). Если забудете - выкинете на помойку свои планы дальних поездок, особенно в гористой местности в летнее время. Вроде всё из основного... II.2) Томительное ожидание. Это чуть ли не самое досадное и, одновременно, волнующее в поездке. Досадное, т. к. вот, вот всё уже готово, всё, а до отпуска ещё N дней... Каждый день тянется мучительно долго, ведь тебе не нужен ЭТОТ день, а нужен ТОТ (в нашем случае 25 июля 2008), когда ты заведёшь утром двигатель своей любимой машинки, а уже вечером перед финской границей будешь любоваться ещё не до конца зашедшим в половину двенадцатого ночи солнцем, мочить в сортире финских комаров-нелегалов и чувствовать себя самым счастливым человеком в мире! А почему интригующее, уверен - расписывать нет необходимости. Что делать в этот самый интервал, когда всё, считай, готово, но до выезда еще ждать и ждать? После того, как всё готово (документы собраны, деньги скоплены, машина подготовлена), на самом деле ещё не всё готово. Как ни крути, а знаний у начинающего автопутешественника относительно всех нюансов такого плана поездок всё равно не достаточно, даже если вы перечитали от А до Я мою вводную часть и тонны прочей полезной информации. Посему, мой совет таков: нельзя зря терять время и читать, читать и ещё раз читать тонны информации ещё и ещё. Во многом благодаря тому, что я после задумки и до самой реализации нашей великой поездки, просто-таки жил ею, грезил, и читал моря и даже океаны разнообразных отзывов, форумов, туристических порталов и т. п., мы и остались безмерно довольны нашим путешествием. И до нашего знаменитого в узких кругах происшествия вся поездка проходила очень и очень гладко, согласно запланированному и без неожиданных сюрпризов. Даже Дашулька моя пришла в восторг, насколько я заранее осведомился относительно максимально возможного количества мелочей заграничных «покатушек». Да, скромность - моё лучшее качество. Вот один пример, относительно того, о чём я глаголю тут: вы - водитель. Едете по магистрали. Разделительная полоса - прерывистая. Перед вами фура едет со скоростью 60  км/ч, обгОните? Я бы обогнал и был бы прав. Прав в Финляндии, Швеции, Германии... А в Норвегии у меня бы отобрали права, потому что у них прерывистая прерывистой рознь. Если прерывистая короткая и с длинными интервалами между полосочками, то обгоняйте. А вот если полосы длинные и между ними короткий интервал, то, если по-нашему, это сплошная у них. И не дай Бог вы совершите через такую обгон. Отберут права. А если отберут права, то вы не сможете более управлять автомобилем! Насколько мне известно, никакой «времянки» вам там не выдадут. Это не страшилка, а серьёзнейший риск. Вам придётся возвращаться как угодно, только не на машине. Даже если вы дерзнёте и поедете на машине без прав, то это может закончится и уголовным делом. В лучшем случае, если вас за таким поймают, вас больше никогда не пустят в эту страну, а может быть и в Шенген вообще. А казалось бы, какая нелепость: правила-то везде едины! Ан нет, читайте, читайте и снова читайте и усваивайте все-все, даже саамые незначительные на ваш взгляд, мелочи и нюансы. Время шло, близился заветный день, будни тянулись всё более и более долго. Всё готово. И вот, 20.08... Начали сборы, паковку вещей, завершение недоделанных в Москве дел. 21.08..... Чемоданы собраны на 70%... 22.08....... Я не помню, что этот день вообще был, я помню только, что должно было уже когда-нибудь настать послезавтра! 23.08......... замерли! Выдох! Завтра ДВАДЦАТЬЧЕТВЁРТОЕ ИЮЛЯ ДВЕТЫСЯЧИВОСЬМОГО ГОДА!!! ЧАСТЬ III. Москва – Выборг – КПП Торфяновка. 1. «Поехали!» Весь день и вечер 23.08.2008 был ну очень суетным. Даша работала, кажется, а у меня был нерабочий день. Я залил под завязку бензобак. Мы сто тыщ раз всё проверили, запоковали-перепоковали, выставили наши баулы перед дверью и, выпив снотворного (иначе заснуть не представлялось бы возможным с таким-то эмоциональным настроем, который мы в тот вечер испытывали) легли спать. 24.08. Не помню точно, но часов в 5:40-6:00 мы встали, позавтракали, спустили вещи в машину... Какой же был волнующий момент, когда в четверг, обычный казалось бы будний день, в который ещё на прошлой неделе в 8 часов утра в очередной раз мы выезжали на работу, чтобы в 9:00 застрять в ненавистной, душной июльской пробке на 3-ьем трансортном кольце, мы выезжали не в долбанную пробку, а навстречу невероятнейшим приключениям! Около 6:30 мы выехали на МКАД, за тем на трассу М10... В начале Ленинградки мы торжественно и не без маленького злорадства проводили глазами уже скопившуюся из области в центр пробку... А нам-то в область! И весь, мать его, мир у наших колёс! В целом, дорога была приятной и без каких-либо стоящих упоминания приключений... Ехали себе и ехали. На каком-то отрезке магистрали М10 мы встали в небольшую пробку, так как там велись ремонтные работы... Вообще я ездил в экскурсионные поездки в Питер по этой трассе, но только пассажиром автобуса. Так что тонкости данной дороги, будучи за рулём, я открывал для себя впервые. Эта трасса на пути ТУДА оставила у меня в целом хорошие впечатления по сравнению с той же М5-ой, которая ведёт на мою малую Родину, т. е.  в Пензу. В основном из-за наличия специальных расш
Все страны > Активный отдых > Авто-вело туризм > Автопутешествие по Скандинавии (Москва-Финляндия-Швеция-Норвегия-Москва)