Бельдерсайские Петроглифы. Тур по горам Узбекистана

Есть много интересной информации об Узбекистане, фотографии достопримечательностей, и, конечно же, увлекательные туры. Но помимо традиционных туров (по Самарканду, Хиве, Бухаре) есть и так называемые горные, треккинговые, туры, которые обычно занимают 2-3 дня. И вот, с приходом лета, мы решили поучаствовать в одном из них. Наш главный горный гид – дядя Слава – выбрал тур к Наскальным рисункам Бельдерсая. Собственно сама история поездки: Собравшись субботним утром, мы распределили продукты по рюкзакам, проверили, все ли захватили по списку, и погрузились в комфортный микроавтобус «ISTANA». Выехав из Ташкента в 8.22, мы были на месте в 10.00. Разобравшись с рюкзаками и переодевшись для похода под ярким горным солнцем, мы тронулись в путь где-то в 10.20. Практически сразу начался резкий подъем, грязный и с мокрой травой после ночного дождя. Но уже через 100 метров идти стало легче, подъем практически закончился, и перед нами предстал 10-метровый водопад речки Мраморная. Эта речка получила свое название благодаря скальным породам, внешне похожим на мрамор. Далее, поднимаясь вдоль русла, мы вышли к так называемым «ванночкам», небольшим углублениям в скале, выдолбленным водой за сотни тысяч лет. Здесь мы сделали второй мини-привал, чтобы освежиться и сделать несколько фотографий. Продолжая подъем вдоль Мраморной, мы наткнулись на небольшой водопад, который спрятался между валунов. Именно здесь в тени огромных камней, влага от водопада дарит свежесть в жаркий летний день, во время длительного похода. Чуть дальше мы сделали еще один привал. Просто невозможно было пройти мимо небольшой полянки ирисов. Мы попали в самый разгар сезона цветения, и нам удалось сделать немало красивых кадров. К тому же, в тени огромного дерева устроен небольшой каменный стол и каменные стулья. Так что, здесь можно устроить пикник. После этого начался переход по сухому руслу реки, где в период весеннего половодья течет бурный поток, а чуть дальше нас ждал довольно крутой подъем по «сыпухе» на перевал Урта-Кумбель. Его можно преодолеть за 25-30 минут. Когда мы поднялись на перевал, высотой примерно1800 метров, перед нами открылся прекрасный вид на долину реки Бельдерсай, к которой и лежал наш дальнейший путь. Отсюда также просматривается весь подъем на перевал Чет-Кумбель, через который нам предстояло подниматься к петроглифам на следующий день. На этой «седловине» мы немного отдохнули, наслаждаясь свежим горным ветерком, и начали спуск, который не так уж и прост: мелкий щебень и песок могут стать причиной падения и скольжения вниз по склону. Буквально через 20 минут мы вышли на открытое место у реки, которое называется Солнечная поляна, где увидели пасущихся лошадей. Мы немного прошли вверх по течению Бельдерсая, выбирая место для лагеря. Через 200 метров, за арчовым перелеском открылся вид на небольшую полянку, где располагался каменный стол и место для костра. Здесь мы и разбили наш лагерь. Немного отдохнув, наша команда разделила обязанности, и началось обустройство лагеря: кто-то пошел за дровами для костра, другой ставил палатку, а кто-то готовил обед. И уже через час все сидели вокруг каменного стола за трапезой, простой, но очень сытной. После обеда солнце уже не пекло, а чистый горный воздух располагал ко сну в тени арчовых деревьев. Ближе к вечеру мы решили немного прогуляться вверх по Бельдерсаю. Вскоре перед нами открылся вид на Большой Чимган (3309 метров), верхушка которого скрывалась за облаками. Немного посидев у горной реки, мы разделились: часть группы вернулась в лагерь, а другие пошли дальше, вверх по течению. Было сделано несколько снимков красот Чимгана, а заодно проверена дальность действия походной рации и качество связи. Медленно надвигались сумерки, началось приготовление ужина, сбор дров на вечер у костра. Небо загорелось вечерней зарей, на минуту облака стали ярко-розовыми, а через 5 минут оно посерело, и вскоре, сумерки перешли в ночь. На ужин был приготовлен кавардак – вкусное узбекское блюдо из тушеных овощей и мяса. Как и в обед, мы сели вокруг каменного стола, который освещался костром и компактным фонарем. Ужин был просто бесподобен, да и вообще, надо заметить, что любая трапеза в горах - это удовольствие. Кавардак, салат, лепешки и, конечно, немного алкоголя. Далее началась «культурная часть» вечера – беседы у костра, истории от нашего горного гида - дяди Славы, песни под гитару и т.д. Единственное, чего нам не хватало – бесконечного звездного неба. Лишь Луна иногда пробивалась сквозь тучи, стремившиеся к Большому Чимгану. Уже ночью, когда все спали, пошел дождь. Но он не нарушил наш сон, так как палатка была непромокаемая, и установили мы ее качественно. Утро следующего дня началось с горячего чая и кофе с поджаренными сосисками и бутербродами. Так сказать, континентальный завтрак (CBF) в походных условиях. Дождь закончился еще ночью, но небо все еще было затянуто облаками. Собрав практически все необходимое, в 7.30 мы отправились к главной цели нашей поездки – Бельдерсайским петроглифам. После непродолжительного крутого подъема к перевалу Чет-Кумбель, мы вышли на тропинку, петляющую по гребню Бельдерсайского склона, связывающего гору Кумбель и Большой Чимган. Перед нами открылись прекрасные, постоянно меняющиеся виды на долины рек Бельдерсай и Нуреката, а также на Большой Чимган, вершина которого была одета в шапку из облаков. Через три часа практически непрерывного подъема, набрав почти 900 метров по вертикали, мы достигли нашей цели, которая, кстати, находится на высоте 2450 метров. На небольшом участке гребня расположены несколько скальных участков, где можно увидеть высеченные древними художниками рисунки. На плоских черных камнях высечены горные козлы, собаки (или волки), а неподалеку даже можно найти немного абстрактное изображение двугорбого верблюда. Происхождение этих петроглифов до сих не изучено до конца, но по некоторым данным их возраст составляет от 4 до 5 тысяч лет. Пока мы поднимались к наскальным рисункам, нам встретился чабан (горный пастух), который немного рассказал об окрестных горах, реках и о жизни в горах. Похоже, что в далекие-далекие времена какой-то скучающий пастух и выдолбил эти рисунки. А может, это сделала группа охотников, запечатлевшая свой быт. В любом случае это место нуждается в исследовании и сохранении. Мы были очень разочарованы тем фактом, что в некоторых местах петроглифов были высечены нелепыеавтографы наших современников. Сделав достаточно много снимков, и перекусив заранее припасенными бутербродами мы двинулись в обратный путь. Конечно, спускаться было намного легче. Но для неподготовленных людей спуск по крутому склону, да еще и по «сыпухе» на некоторых участках, дело довольно сложное. После такого похода у новичков обычно болят колени и пальцы ног. По пути назад мы полюбовались орлами, парящими буквально в 20 метрах над нами. Оставшаяся в лагере тетя Люба, которую мы ласково называем Комендантом, приготовила к нашему возвращению горячий чай, бутерброды и салат. Мы поели и решили немного отдохнуть, так как 3 часа подъема и 2 часа спуска не прошли бесследно, да к тому же совсем скоро нам предстоял путь домой, но уже с рюкзаками. Так что, отдохнуть мы были просто обязаны. Через полчаса начались сборы: разобрали палатку-шатер, укомплектовали рюкзаки, проверили «все ли на месте», сожгли собранный мусор, и двинулись в путь. К нашему счастью, как раз над нами все время проплывали облака, тень которых защищала от палящего солнца, а иначе нам пришлось бы несладко. Мы вновь поднялись на перевал Урта-Кумбель, но уже с другой стороны и практически без остановок дошли до канатной дороги. Там нас уже ждал микроавтобус. Не спеша погрузившись, мы отправились в Ташкент. Все были уставшие, но довольные. Да и в дороге с ветерком и холодным пивом, мы неплохо отдохнули от нашего активного отдыха.   Теперь думаем о следующей поездке. Хорошо что есть из чего выбирать - Туров по Узбекистану много. Одно из лучших фото поездки: Закат над Бельдерсайской долиной
Все страны > Активный отдых > Природа > Бельдерсайские Петроглифы. Тур по горам Узбекистана